Нет сегодня честного и объективного работника прокуратуры, который
бы не признал очевидного — существующая система органов прокуратуры не
отвечает сложившимся реалиям и в нынешнем ее состоянии бесперспективна.
Только реализация на практике знаменитого изречения слесаря-сантехника
— “Да тут всю систему менять надо” — может спасти положение и способствовать
становлению новой прокуратуры.
Хорошо ли, удовлетворительно ли, но суды в России прошли существенный
путь реформирования и готовы совершенствоваться. В прокуратуре реформирования
не состоялось, а идет бессистемное видоизменение действующего Закона о
прокуратуре. Общения с прокурорами и следователями различного должностного
уровня весьма показательны в отношении будущего прокуратуры. Заместитель
прокурора одной из московских прокуратур — сторонник “добрых” коммунистических
времен, имеющий опыт работы в прокуратуре доперестроечного, перестроечного
и постперестроечного периода, заявил о несостоятельности и бесперспективности
надзора за организациями, предприятиями и должностными лицами в его нынешнем
виде. Все профессионалы с опытом согласились с необходимостью объединения
органов следствия в одном ведомстве (следственный комитет, федеральное
бюро расследований, российские органы следствия — за названием дело не
станет).
Не выдерживает никакой критики система назначения и утверждения прокуроров
на региональном уровне. Созданы все условия для назначения карманных прокуроров,
и в результате мы слышим лишь “вопли отчаяния”, когда нравственный вполне
прокурор идет наперекор какому-нибудь курскому или “калуцкому” губернатору,
но никогда оный не встанет поперек какого-нибудь “казанского” или “хазарского”
президента.
Делать конкретные предложения по вопросу реформирования автор имеет
полное моральное право с тех пор, когда наряду с единомышленниками в 1992
году учредил на съезде прокуроров и следователей профессиональную ассоциацию
работников прокуратуры России. Инициативы ассоциации об улучшении материального
положения прокурорских работников, их безопасность и независимость впоследствии
были реализованы на практике. Сегодня прокуроры и следователи имеют, впервые
за всю историю прокуратуры, условия выхода на пенсию, равные с работниками
органов внутренних дел и военнослужащими, имеют право на оружие и ряд других
льгот.
Доля прокурора неимоверно тяжела: нахождение между молотом и наковальней
— это о служителях закона. Да еще в таких условиях, о которых точно сказал
когда-то Вяземский: “У нас на Руси всю жизнь создавались плохие законы,
но это компенсировалось тем, что они не исполнялись”.
Автору, двадцать лет проработавшему в прокуратуре, хорошо известно положение
прокурора, когда, неся колоссальную ответственность, он оставался беззащитным
и в моральном, и в материальном смысле.
Сегодня для построения демократического правового государства нужен
ревнитель и охранитель его интересов на всех уровнях. Защитить интересы
государства — не позволять расхищать государственную собственность, разворовывать
пенсионные и иные фонды, разобраться с олигархами, привлечь к ответственности
загрязнителей окружающей среды и нравственных растлителей. Дел у прокурора
— на оба века хватит.
Реформирование прокуратуры и принятие закона о ней должно происходить
одновременно с принятием нового уголовно-процессуального кодекса и других
законов. Опыт истории развития отечественной прокуратуры однозначно показал,
что она должна быть независимой системой и, упаси бог, включать ее в состав
министерства юстиции или прилеплять к суду. Органы прокуратуры должны состоять:
из Генеральной Прокуратуры, обеспечивающей надзор за исполнением законов
на федеральном уровне и за федеральными законами; и региональных (губернских,
республиканских, краевых, областных) прокуроров, надзирающих за исполнением
и федеральных и региональных законов на региональном уровне. А также из
НЕЗАВИСИМЫХ прокуроров. Создание такого института прокуроров назрело.
Вопрос назначения прокуроров — коренной вопрос их независимости. Требует
совершенствования процедура назначения Генерального прокурора. У всех свежо
в памяти затяжное пребывание в должности и. о. Алексея Ильюшенко, еще не
окончилась история с Юрием Скуратовым. Принципиальнейшим и наиважнейшим
является вопрос о назначении самой большой и важной части — губернских
(региональных прокуроров). На мой взгляд, неизбежна постановка вопроса
о выборе прокурора наряду с губернаторами и президентами республик. Избрание
прокурора наряду с губернатором — существенное решение вопроса о независимом
положении прокуроров на местах. Решение о назначении прокурора в рамках
института независимых прокуроров — наиболее простой внешне вопрос, решение
которого как в заимствовании опыта зарубежного, так и в использовании нашего
российского. Вот эти три уровня — Генеральная прокуратура, региональные
прокуратуры, независимые прокуроры — и должны составлять систему органов
прокуратуры.
...А в ходе беседы с заместителем прокурора, служившим “оком государевым”
в самые разные времена, зашла его молодая помощница, проработавшая около
года в органах прокуратуры. И заместитель прокурора долго разъяснял ей,
зачем они проверяют некое коммерческое предприятие и влезают в его хозрасчетную
деятельность. А устав разъяснять, сказал, наконец, что это по указанию
шефа, которого, в свою очередь, попросило какое-то высокопоставленное лицо,
чуть ли не министр, чтобы надавить на конкурентов его родственника. |