Последний роман Виктора Пелевина “Generation “П” (М., “Вагриус”, 1999)
оказался настолько необходимым атрибутом буквально каждого книжного лотка,
что за автора даже несколько неудобно. Впрочем, Пелевин, конечно, не настолько
прост, чтобы его его можно было обвинить в конъюнктурности и разом покончить
с вопросом.
Роман прежде всего наделен всеми фирменными значками автора: крен в
сторону новорусской эстетики достиг максимального выражения; с особым сладострастием
смакуется наркотическая тема; и конечно, все это завязано с философскими
“прогрузами” — здесь, помимо традиционно пелевинского буддизма, встречаем
еще и отсылки к вавилонским мифам.
В центре внимания автора оказываются феномены рекламы и телевидения.
По Москве ходят упорные слухи о людях, после прочтения романа переставших
смотреть телевизор вообще. Если правда —хорошо; если же нет, то это наводит
на мысли о том, что роман кто-то талантливо продвигает — выражаясь рекламным
языком, который Пелевин здесь берет на тяжелое вооружение.
Забросав читателя мыслями о рекламе, автор переходит к телевидению.
Откровения насчет природы ТВ главный герой Татарский получает, вызвав дух
Эрнесто Че Гевары. Это хотя и маленькая, но возможно, одна из лучших находок
книги: великий революционер не прекращает свою борьбу, только теперь она
становится борьбой за внутреннее освобождение. Этот кусок текста выстроен
весьма красиво и логично, так что при доле серьезного восприятия отношение
к голубому экрану действительно может измениться.
Что же касается прикладного аспекта, то все персонажи новостей оказываются
электронными изображениями, которые старательно прорисовываются на компьютере
и передаются на экраны телевизоров. Все события рассматриваются именно
через эту призму.
В организации, которая “рисует” политиков, работает дизайнер-программист,
занимающийся “левыми” махинациями. Чтобы обезопасить себя от возможного
провала, он “написал программу, которая в конце каждого месяца всю директорию
должна была стирать, если он ее вручную не тормознет, и подсадил ее в файл
с Кириенко”. Неожиданная смерть этого персонажа и становится причиной дефолта
17 августа — Кириенко был попросту “стерт”. Ну, и так далее. Как видно
из приведенного отрывка, Пелевин выработал действительно стремительную,
скорее журналистскую, чем писательскую, реакцию на происходящие события.
Эта актуальность — одно из несомненных достоинств романа. Виртуальная
реальность из игрушки для компьютерного секса становится доминантой общества
— у Пелевина есть риск оказаться мрачным пророком ближайшего будущего.
Кроме того, в романе отсутствует неизменный прежде для Пелевина явный момент
просветления персонажа, обуславливавшийся буддистским (или прикидывающимся
таковым) мышлением автора.
Возможно, из-за этого “Generation “П”, написанный со множеством блестяще-смешных
моментов, оставляет более тяжелое впечатление, чем предыдущие вещи. То
есть, в конечном счете, более жизненное. |