Начало осеннего рок-н-ролльного сезона ознаменовалось одновременным
приездом в Москву трех питерских команд с женским вокалом. Впрочем,
применение термина “рок-н-ролл” к группам ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ, НОЧНЫЕ
СНАЙПЕРЫ и БАБСЛЭЙ довольно условно и употребляется здесь скорее для обозначения
того, что речь идет не о попсе.
Светлана Чапурина, душа и голос группы ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ, получила
музыкальное образование по классу домры. Меньше всего ее музыку хочется
называть фолком. Манеру, в которой работает Светлана, можно с натяжкой
отнести к русскому экзистенциальному пост-панку (чтобы не вспоминать о
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, которая нравится светиному басисту) с явными заездами
в хардкор (воспоминание о Джелло Биафре с его группой ДЭД КЕННЕДИЗ, наоборот,
вполне уместно). Понятно, что с такой музыкой веселого текста слов не жди.
Светлана концентрируется на наиболее неприятных сторонах бытия — болезнях,
разлуках, несчастливой любви, войне, смерти. Как только не называли Россию,
но так, как это сделала Светлана Чапурина, уроженка города Новодвинска
Архангелогородской губернии, учившаяся музыке в Николаевске-на-Амуре, Хабаровске
и Свердловске, ныне проживающая в семейном общежитии в Петрограде, не называл
еще никто:
В стране геморроев, в стране гонококков
Случилось такое, от чего мне так плохо...
Никакой души нараспашку Светлана при этом не демонстрирует, ассоциации
с пьяным мрачным разгулом тоже не проходят. Песни строги музыкально и поэтически,
коротки, играются в максимально быстром темпе, вокал напоминает декламацию.
Которая, в отличие от митинговых упражнений политиков, пронимает до костей.
Как показала практика концертов, пронимает практически любую публику —
от простодушных панков в залатанных джинсах до исполненной снобизма богемы.
Как и положено русским подпольным гениям, никакой известности и почти никаких
ангажементов Светлана не имеет, альбом 98 года “Хохот Моцарта” вышел способом
“сделай сам” тиражом что-то около 100 экземпляров, на запись нового не
хватает денег. В Питере концертов в ближайшее время не предвидится, в другие
города не зовут. Повезло, как всегда, москвичам: очередной тур по столичным
клубам (типа: Бункер, Вермель, Китайский летчик и т.п.) ожидается в ноябре.
Не пропустите!
НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ делают на сцене нечто диаметрально противоположное.
Красивые романтические баллады о любви, о дорогах, о любимом городе Петербурге,
зачарованном троллями, иногда — блюзы, иногда — романсы, сыгранные радикально
и жестко. Вокальный дуэт Дианы Арбениной и Светланы Сургановой, перед тем
как покорять подмостки обеих столиц, нарабатывал опыт выступлений в кабаках
Магадана. Может быть, именно поэтому следов “блатняка” в их творчестве
нет никаких. Группа существует уже шесть лет, но обратила на себя внимание
за пределами Питера только в 98-м, когда начала ездить по провинции, выпустила
двойной альбом “Капля дегтя... в бочке меда” и обзавелась вполне зубастым
менеджером. В свой осенний приезд в Москву девушки выступали с ритм-секцией
группы NAUTILUS POMPILIUS, что тоже говорит об известном качестве их музыки.
Немногочисленные пока московские ценители творчества СНАЙПЕРОВ отмечают,
что в акустике (гитары, скрипка, пивные бутылки) они смотрелись оригинальнее
и чище, хотя их выступление в электричестве провалом никак не назовешь,
просто группа перешла в иное качество. Остается пожелать НОЧНЫМ СНАЙПЕРАМ
не растерять самобытности после попадания в тяжелую ротацию на радио и
ТВ, которая неизбежна, как осенний сплин.
БАБСЛЭЙ — шесть задорных девчонок, за оптимизм и энергию достойных занесения
на всероссийскую доску почета (узнать бы еще, где она). Когда Кате Федоровой,
барабанщице (sic!) нескольких питерских авангардных проектов, полтора года
назад пришло в голову собрать чисто женскую группу, она запустила клич
по околотамтамовской тусовке: “Все девчонки-музканты — ко мне!” Откликнулись
преимущественно девушки, играющие на фортепиано. Переучиваться пришлось
на ходу: кто-то взял в руки гитару, кто-то — бас, а маленькая и юркая Наташа
Кордюкова всплеснула руками и взвалила на себя обязанности вокалистки и
главной “шоу-вуман” группы. За последние восемнадцать месяцев состав уточнялся,
и сейчас в самой веселой команде страны (Ляпис с Трубецким отдыхают!) играют
и поют: Таня Аврамова (бас, вокал), Вера Дорн (саксофон, вокал), Лена Жорник
(баян, вокал), Наташа Кордюкова (вокал, шоу), Таня Прокофьева (гитара,
вокал) и Катя Федорова (ударные, вокал). Русские и украинские народные
песни, переделанные и аутентичные, с добавлением острых приправ из мелодий
народов Южной Европы, Латинской Америки и загадочного Востока — и все это
в залихватской, почти панковской обработке — зрителей/слушателей опрокидывает
на первой же песне. Если вы жуете кусок съедобной органики, то есть опасность
поперхнуться, если пьете пиво — пустите фонтанчик. Никакого другого выхода,
кроме как сорваться в пляс или ошеломленно простоять весь концерт, разинув
рот, у вас нету. А ведь впереди еще ждет песня на чистом немецком языке
(Брамс), чистом английском (Нико и VELVET UNDERGROUND) и потрясающий вокальный
номер барабанщицы Кати. Когда в финале все шестеро по очереди исполняют
небезызвестное “Напилася я пьяна, не дойти мне до дома...”, весь зал уже
стоит на ушах. Полный апофеоз! Долгие, продолжительные аплодисменты.
Домра Светланы Чапуриной, романсы НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ, экстремальный фолк
БАБСЛЭЯ — чувствуете, что-то тут такое есть, объединяющее? Позволю себе
высказать некое подобие мысли: мертв рок-н-ролл или нет, но то, что современной
популярной музыке требуется радикальное обновление — это бесспорно. Часто
в переломные моменты развития искусства творцы обращаются к наследию предков,
к великому кладезю народной культуры. Но просто нарядиться в кокошники
и сарафаны, подпоясаться кушаком и заголосить “Во саду ли, в огороде” уже
не выйдет. Отпечатки пальцев почти уже XXI века здесь просто необходимы.
Примечательно, что в современном русском как бы роке мало кто может соединить
музыкальную традицию с достижениями последних 40 лет лучше, чем питерцы,
жители самого европейского города России. Порадуемся же за них! |