"Яблоко России" № 21 (55) 3 июля 1999 года |
Былинки
Какого роста был Пушкин?
Есть в Ивановской области небольшой район - Лухский. Название дала ему спокойная река Лух, бассейн которой богат смешанными лесами, пойменными лугами, клюквенными болотами. Но у этого тихого уголка российской земли, затерявшегося в самом центре страны, славная и щедрая история.
В свое время Лух оказался на пути казанских татар, направлявшихся разорять Кострому, Плес, Галич. Это было в январе 1429 года. Тогда и появилось первое упоминание о Лухе в Софийской летописи, хотя существовало поселение, конечно, гораздо раньше указанной даты. А зимой 1445 года Лух снова подвергся нападению татар. Уже тогда он был городом-крепостью, своего рода оборонительным пунктом северо-восточной Руси.
Лухский район, как и многие другие глубинные уголки России, известен и тем, что здесь родились и работали люди, имена которых знает весь мир.
Кто не слышал, например, о Николае Николаевиче Бенардосе? В 1869 году он приехал в эти края осмотреть земельные владения матери, да так и остался здесь. Обзавелся семьей, построил в двенадцати верстах от Луха усадьбу "Привольное", открыл первую в округе бесплатную школу для крестьянских детей, бесплатную амбулаторию. А сам с головой ушел в изобретательство: в механических мастерских сконструировал несколько новых сельхозорудий, построил первый речной пароход "Николай", названный так в честь одного из сыновей. Но поддержки от властей Бенардос не получил, и пароход, успешно выдержавший испытания, был продан на слом.
Главным же делом Николая Николаевича явилось изобретение электросварки. Столетие этого события торжественно отмечалось по решению ЮНЕСКО 11 мая 1981 года. Тогда в Лухе был установлен памятник Бенардосу, открыт музей. Первые записи в книге отзывов оставил президент Академии наук СССР, трижды Герой Социалистического Труда А.П. Александров, директор Института электросварки имени Е.О. Патона, дважды Герой Социалистического Труда Б.Е. Патон, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза В.Н. Кубасов, впервые применивший электросварку в космосе. Все они были участниками юбилейных торжеств.
В Лухе есть улица, названная в честь земляков - художников Чернецовых, братьев Григория и Никанора. А невдалеке от нее - улица Пушкина. Есть в том своя символика: художники и великий поэт были друзьями, переписывались. В двухтомном путеводителе "Пушкинские места" (Москва, Профиздат, 1988 год) сообщается, например, о таком факте. Находясь на Кавказе, Пушкин был настолько очарован Дарьяльским ущельем, что изъявил желание постоянно иметь его изображение перед глазами. По просьбе поэта Никанор Чернецов написал акварель "Вид Дариала с дороги, ведущей из Тифлиса во Владикавказ". Эта акварель имеет помету: "Писана была картина для поэта А.С. Пушкина". И дату: "1830 года сентября 22 дня". Картина маслом по указанному рисунку была подарена луховчанином Пушкину и висела до конца жизни поэта в его кабинете в петербургской квартире на Мойке.
В том же путеводителе сообщается, что известна и картина Григория Чернецова, писанная им с натуры, - "Парад на Царицыном лугу в 1831 году", передающая блеск и размах военного празднества. Примечательно это произведение тем, что на картине среди зрителей парада художник изобразил в группе литераторов А.С. Пушкина - рядом с Крыловым, Гнедичем, Жуковским.
Сохранился и карандашный портрет - набросок фигуры Пушкина в рост, с характерной припиской Григория Чернецова: "Рисовано с натуры 1832 года апреля 15-го. Ростом 2 арш. 5 вершк. с половиною", то есть почти 167 сантиметров. Это, пожалуй, единственный источник, откуда мы знаем сегодня истинный рост поэта.
Виталий Евсеев