<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 21 (55) 3 июля 1999 года

Оборона Бреста или Сталинградская битва?

Борьба с радикальным национализмом в сегодняшней России

Ни для кого уже не новость, что лозунги русского радикального национализма пользуются широкой поддержкой как на уровне массового сознания, так и у значительной части российского политического истеблишмента. Свидетельством тому является рост числа приверженцев, прежде всего - РНЕ, в регионах, их эффективное сотрудничество с региональными администрациями, открытый переход части руководства КПРФ на национал-экстремистские позиции.

О причинах всплеска в России радикального национализма сказано немало. Речь в основном идет о недостаточности правовой базы противодействия национал-экстремизму. У федеральных и местных законодателей руки коротки, чтобы ее укрепить? Единичные попытки борьбы с национал-экстремистами со стороны журналистов, правозащитников и редких политиков, как правило, оканчиваются неудачей. Складывается впечатление, что порочное молчание общества и бездействие властей, в кругу которых обречены сражаться герои-одиночки, - единственный и неизбежный вариант противодействия национал-экстремизму на российской почве.

Между тем за рубежом (главным образом в Европе) накоплен опыт подобного противодействия, содержащий эффективные методы выхода за рамки этого порочного круга, пригодные, на наш взгляд, и для России.

Существующая в Европе практика борьбы с национал-экстремизмом включает несколько направлений.

Интерес представляет опыт создания нормативной базы противодействия националистической активности, поскольку именно в условиях правового вакуума аналогичный феномен быстро идет в рост на российской почве. Законодательное противодействие националистической активности в государствах - членах ЕС представляет собой комплексную систему, которая включает антидискриминационные нормы, зафиксированные на уровне конституционных положений. Это и уголовное наказание за пропаганду, распространение расистских и иных дискриминирующих взглядов. Это и запрет пропаганды идеологии, осужденной Нюрнбергским трибуналом, а также использование соответствующей символики. Некоторые национальные законодательства предусматривают наказание за отрицание реальности либо апологетику преступлений, осужденных вышеупомянутым трибуналом. Европейский законодатель стремится сформировать нормативную базу, которая позволила бы пресечь соответствующие правонарушения. Так, действующий с 1994 г. французский Уголовный кодекс рассматривает в качестве отдельного состава преступления непубличное подстрекательство к дискриминации, проявлению ненависти либо к совершению насильственных действий по расовым мотивам ( Ст. R.625-7 УК). В Великобритании Министерство внутренних дел предложило парламенту объявить уголовно наказуемым деянием само намерение разжигать расовую вражду и сам акт владения соответствующими информационными материалами с целью распространения и публикации. Таким образом, приверженность государств - членов ЕС демократическим ценностям не исключает судебного преследования по широкому спектру составов преступления интересующего нас типа.

Главное требование, предъявляемое демократической природой политического режима к законодателю и правоохранительным органам и налагающее жесткие ограничения на инициативу власти, - тщательная и недвусмысленная формулировка правовой нормы в сочетании с соблюдением процессуальных формальностей. С этой точки зрения, взятая на вооружение некоторыми политическими силами в России идея о несовместимости судебного преследования националистической активности с демократическим статусом общества, не выдерживает никакой критики.

Помимо адекватной нормативной базы, противодействие националистическим проявлениям осуществляется в рамках целевых государственных программ. Они рассчитаны на устранение - ослабление социально-экономической и культурной мотивации националистических настроений. Таковы многочисленные английские правительственные программы предоставления грантов местному самоуправлению для решения проблем иммигрантов, Городская программа поддержки этнических общин, так называемая Внутригородская инициатива, и т.д. Таковы французские программы в сфере образования и культуры, осуществляемые в тесном контакте с неправительственными организациями. Это программы адаптации государственной службы к реальности возникающего вследствие иммиграционного бума мультикультурного общества. В Великобритании и Франции действуют программы переподготовки преподавателей и личного состава органов правопорядка. В британской полиции планомерно растет удельный вес служащих - выходцев из групп этнических меньшинств.

Третьим элементом противодействия националистической активности на государственном уровне является деятельность неправительственных организаций и близких по типу государственных структур. Часто они являются мотором и приводными ремнями трехкомпонентной системы. Среди функций неправительственных организаций - юридическая защита дискриминируемых, пропаганда и организация общественного мнения, связь с соответствующими государственными службами (министерствами, прокуратурой и т.п.), посредничество в конфликтах с этнокультурной мотивацией и т.д. Функционально близкие правительственные агентства, как правило, занимаются мониторингом, консультациями и посредничеством, а иногда (как, например, бельгийский Центр за равенство шансов и борьбу против расизма) берут на себя и функцию подачи исковых заявлений с участием в судебном процессе в качестве истца. Наличие подобных независимых правительственных агентств, безусловно, - важный признак известной зрелости соответствующего социума. В равной мере это относится и к системе сотрудничества государства с неправительственными организациями в рамках образовательных, культурных и иных проектов.

Что из опыта противодействия националистической активности на пространстве ЕС можно - и нужно - заимствовать российским обществу и государству? Ответ на этот вопрос определяется преобладающим в России типом националистической активности, а именно - подъемом националистических и праворадикальных настроений в среде русского этноса. Задача государства, по-видимому, состоит в том, чтобы сформировать с нуля факторы противодействия национализму: нормативную базу, специализированные агентства, целевые программы. Можно ли в настоящий момент ожидать от государства действий в этом направлении? По-видимому, нет: по причине системного кризиса власти, ее финансовой слабости и - самое главное - отсутствия согласия в вопросах о степени допустимости расовой и национальной дискриминации, о противодействии росту националистических и фашистских настроений. Слабый мобилизующий потенциал проблемы дискриминации, а в общем плане - прав человека, для российского социума безошибочно определяет приоритетную в данный момент задачу. Это - длительная и дифференцированная в социальном, культурном и политическом измерениях образовательная и пропагандистская кампания, проводимая неправительственными организациями в сотрудничестве с готовыми к совместным действиям госчиновниками. Именно неправительственные организации должны стать тем ядром, вокруг которого будут формироваться все компоненты системы противодействия национал-экстремизму.

Но перед ними стоит жизненно важная проблема совершенствования собственной структуры, функций и ресурсного обеспечения.

Александр Тэвдой-Бурмули (Институт Европы РАН).
Специально для "Яблока России"


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>