"Яблоко России" № 19 (53) 19 июня 1999 года |
Алексей Михайлов:
"В экономике следует грести двумя веслами"
- Резкая девальвация рубля в прошлом году способствовала повышению спроса на более дешевые - по сравнению с импортными - отечественные товары, что стимулировало производство. Можно ли в этой связи говорить о положительных тенденциях в российской экономике? - Начиная с октября прошлого года, в российской экономике наблюдается некоторый рост. Происходит он за счет импортозамещения. Конечно, это положительная тенденция. Но дело в том, что эта тенденция имеет очень существенные ограничения, связанные с совокупным конечным (потребительским + инвестиционным + экспорт) спросом. Величина конечного спроса по сравнению с 17 августа сократилась на 15-20 процентов. И рост, который обусловлен процессом импортозамещения, неминуемо упрется в этот верхний предел и остановится. Я думаю, что к осени начнется обычная и привычная в 90-х годах стагнация с большим или меньшим спадом. |
|
- И правительство не сможет тут ничего сделать? - Правительство, к сожалению, сейчас предпринимает совсем не те меры и предлагает совсем не те поправки в налоговые и другие законы. Я не устаю повторять (хотя немало тех, кто готов со мной спорить), что это как раз та ситуация, когда можно допустить и некоторый подогрев экономики, то есть стимулирование ее путем эмиссии. При этом эмиссия должна идти не через банки, а через бюджет, потому что в первом случае денежная масса сразу выплескивается на валютный рынок. Кроме падения курса рубля мы ничего не получим. Если эмиссия направлена на выплаты зарплаты бюджетникам и социальных пособий, то эти деньги прежде всего идут на потребление. Они приходят на рынок и стимулируют тот самый конечный спрос, о значимости которого я сказал вначале. Но судя по действиям правительства, этого сделано не будет. Та тенденция к росту, которая полгода намечается, задохнется и кривая экономического роста загнется. Все вернется на круги своя. - Каковы перспективы утверждения в Госдуме подготовленного Правительством пакета законопроектов, которые предусматривают, в частности, увеличение акцизов на водку и бензин? И какой позиции в этом вопросе придерживается фракция "Яблоко"? - Есть целый ряд законопроектов, которые предлагает Международный валютный фонд. Позиция фонда понятна. Там считают, что при повышении акцизов на водку все будут по-прежнему её покупать, хотя и по более высокой цене. Как это, может быть на Западе. Но мы, живя в этой стране, прекрасно понимаем, что в результате увеличится контрабанда, будут продавать за счет пересортицы. Брынцалов стал выпускать одеколоны, которые можно пить, и при этом вообще не платит акцизов. Мы прекрасно понимаем, что можно выпускать пиво, которое будет содержать 15 процентов алкоголя, не говоря уже про самогон. Никакого прироста бюджетных доходов от этого не произойдет. Теперь по вопросу увеличения акцизов на бензин. Бесспорно, этот сектор платит гораздо меньше налогов, чем мог бы платить. Правительство предложило крайне неудачный законопроект, который плохо вписывается в действующую налоговую систему. Депутаты, входящие в бюджетный комитет (в том числе и из ЯБЛОКА - С.Дон), внесли другой законопроект, снимающий эти проблемы. Речь идет о том, что на каждый "пистолет" на бензоколонке устанавливается налог на вмененный доход. Это могло бы привести к увеличению доходов бюджета, но есть существенная проблема. Рынок бензина довольно узок. Хотя у нас бензоколонок полно, оптовых поставщиков бензина очень мало. И они без проблем сговариваются, как показывает опыт Санкт-Петербурга, где цены на бензин в один день - прямо перед майскими праздниками - выросли в два с лишним раза. Это монопольный рынок. И если правительство не в состоянии методами антимонопольной борьбы ограничить рост цен, то, к сожалению, мы не сможем выходить даже с этим налогом, который, казалось бы, вполне логичен. Никто не даст гарантию, что он не будет переложен вдвойне, втройне на потребителя, на автовладельца. То есть доходы в этом секторе еще увеличатся, а расплачиваться будет потребитель. Выходить с таким предложением - довольно бессмысленное мероприятие. Закон превратится просто в индульгенцию на резкий рост цен на бензин. Бесспорно, этот закон нужен, но ему должна предшествовать серьезная работа по демонополизации рынка бензина, особенно в крупных городах, по усилению наших антимонопольных органов. Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге цены на бензин поднялись одновременно на всех бензоколонках, суд не будет это принимать к рассмотрению, так как трудно доказать факт сговора. Если бы у нас была хотя бы соответствующая судебная практика, тогда бы это еще как-то работало. Но, к сожалению, при существующем положении дел этот закон невозможно поддержать. Ряд других законов фракция "Яблоко" будет поддерживать, в частности, тот, что касается Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), придания ему государственного статуса, уточнения его полномочий и так далее. Будем поддерживать некоторые социальные законы. Правда, предлагается социальный закон, который отменяет действие сразу сорока социальных законов. Причем, в одном случае их действие отменяют, а в других приостанавливают на один год. Конечно, мы не можем голосовать за такие законы. - Задачи экономического роста требуют изменений в инвестиционной и налоговой политике. Но планы по увеличению инвестиций или снижению уровня налогов рассыпаются под давлением огромной внешней задолженности и установок МВФ. Значит, об экономическом росте в ближайшем десятилетии можно забыть? - Нужно на ближайшее время поменьше слушать МВФ и побольше жить собственным умом. МВФ никогда не поймет, что можно снизить налоги и от этого получить увеличение бюджетных поступлений. На Западе это плохо работает. А у нас 50 процентов экономики, особенно в сфере рыночной торговли, является теневой. Так вы сократите налоги, дайте людям выйти из тени. Они заплатят государству эти 20-25 процентов, чтобы только остальное получить легально и перестать бояться, перестать прятаться. Заодно это было бы мощнейшим ударом по финансовой базе организованной преступности. Если предприятие в тени, то у него процентов 10, может быть, 15 уходит на все эти банды. Если же оно выйдет из тени сегодня, у него будут забирать 60 процентов дохода на налоги, а иногда - в зависимости от сферы деятельности - до 70 процентов. Такие налоги невозможно платить. Это просто безумная система. Естественно, что она всегда будет загонять экономику в тень. Было бы наивно рассчитывать, что данную проблему можно решить с помощью чисто административных мер, действий налоговой полиции и так далее. Хотя это тоже необходимо. Но ключевой момент - это существенное снижение налогового бремени, особенно для малого бизнеса. В противном случае ничего не заработает. Я давно говорю, что экономический рост следует организовать, применяя простые способы. Вообще, чем сложнее будут варианты промышленной политики, тем хуже. Наш коррупционный госаппарат погубит самые элегантные серы промышленной политики. Надо действовать предельно просто. Нам нужны 10-15 крупнейших инвестиционных проектов с государственным участием или поддержкой (налоги, разрешения и т.п.). Для этого мы проводили через Думу и наконец-то приняли окончательно законодательство по соглашениям о разделе продукции (это касается прежде всего нефте- и газодобывающей отраслей). Можно обратиться к транспортным проектам, проектам транспортировки казахской или азербайджанской нефти, которые могут приносить нам неплохие доходы. Но необходимо придать этому проекту статус государственного, освободить его от некоторых налогов, чтобы он стал более конкурентоспособным, сократить по нему политические риски. Необходимо привлечь международные организации, чтобы они вкладывали туда деньги и находили деньги на мировых рынках. Как правило, 1 рубль кредитов мирового банка ведет с собой 2-3 рубля кредитов частных банков. К примеру, давно назрела реконструкция "Автоваза" и "Газа", которые производят, мягко говоря, плохие, устаревшие машины. Совершенно ясно, что без мощнейшего государственного давления и государственной поддержки ничего там не произойдет. Самим предприятиям это не под силу. 10-15 крупных проектов - и в нашей стране будет нормальный экономический рост. Эффект от этих проектов разойдется кругами по экономике - то, что на экономическом языке называется эффектом мультипликатора. Заказы для одних предприятий выльются в работу и для смежников. Каждый инвестиционный рубль, вложенный в эти проекты, привлечет с собой 3-4 рубля по всей экономике. Каждое рабочее место, созданное в рамках проекта, приведет к созданию 5-7 мест в других, смешанных отраслях. Вот так может заработать экономика, так ее и можно попытаться вытащить из кризиса. - Предприятия задыхаются без финансовой подпитки. В то же время в банках и на руках у граждан мертвым грузом лежат огромные суммы денежных средств. Как свести друг с другом реальный сектор и финансы? - Главная проблема заключается в том, что никто не верит нашему правительству, любому нашему социально-экономическому прогнозу. В такой ситуации привлечь средства почти невозможно. Правительство не предпринимает ничего для восстановления доверия и такую проблему как таковую перед собой не ставит. Сегодня есть один банк, которому население более или менее доверяет - это Сбербанк. Ведь многие коммерческие банки после 17 августа дискредитировали себя в глазах потенциальных вкладчиков и клиентов. И у населения сложилось по отношению к ним стойкое неприятие. - Но ведь банки, имея большие денежные средства, не направляли их в реальный сектор и раньше, до 17 августа? - Я снова возвращусь к тому, что уже говорил: пусть правительство предложит 10-15 крупных инвестиционных проектов, обеспечит для них финансирование мирового банка. На 1 рубль Мирового банка будет привлечено 2-3 рубля кредитов частных западных банков и 3-5 рублей кредитов наших банков. Они с удовольствием вложат, потому что это будут эффективные и окупаемые проекты, солидные партнеры. На сегодняшний день, когда все предприятия у нас работают по бартеру (70 процентов экономических расчетов), невозможно установить эффективность работы предприятий в реальном секторе. Когда у нас половина предприятий банкроты и полубанкроты, кому давать деньги? И разве предприятия спрашивают деньги на проекты? Они просят: профинансируйте нам оборотные средства. А это значит, что снова деньги уходят в песок. Финансировать надо такие инвестиционные проекты, которые приведут к оживлению всей экономики. - Нашу экономику называют экономикой "трубы". Существует ли, на Ваш взгляд, реальная возможность переориентировать наш экспорт с сырьевых ресурсов на высокотехнологичную продукцию? - Существует. Но для этого необходимо принятие целого ряда важнейших государственных решений. Я приведу один пример. Был очень хороший удмуртский проект по соглашению о разделе продукции. Там порядка 12 месторождений нефти, которые были объединены и передавались по соглашению небольшой американской нефтяной компании, но при условии обеспечения кредитов в объеме 250 миллионов долларов для реконструкции завода "Ижмаш". Это как раз то, к чему следует стремиться. Второй пример. В числе первоочередных мы утвердили в Государственной Думе проект освоения нефтяного месторождения в Баренцевом море. Для того, чтобы начать его разрабатывать, необходимо было на миллиард долларов разместить заказы на постройку двух платформ. Заказы получили два наших северодвинских предприятия (Архангельская область), которые ранее стояли без дела. Этот миллиард означает жизнь для разваливающегося машиностроения. Это серьезнейшие вещи. СРП, за который фракция ЯБЛОКО билась в Думе 5 лет, наконец-то заработал. Я постоянно возвращаюсь к мысли: нам нужны простые решения. Иначе у нас ничего не получится. Если мы придумаем что-нибудь сложное, найдется кто-то еще хитроумнее и все равно обманет. Наши государственные органы не в состоянии конкурировать в этом деле с теневой экономикой, коммерсантами, олигархами. Они не способны контролировать вывоз капитала из страны. Не созданы соответствующие условия - вот каптал и бежит. Теперь хотят административными барьерами его задержать, но ничего не получится. Это невозможно сделать, если мы не собираемся полностью национализировать банковскую систему и внешнюю торговлю, отказаться от конвертируемости рубля. Вместо этого надо создать внутри страны выгодные условия для инвестирования капитала. Чтобы и наш капитал оставался в стране, и иностранный к нам притекал. Вот чем надо заниматься. Экономику не обманешь, экономика сама вас обманет. Переориентировать экспорт можно, это программа лет на 15. Совершенно ясно, что доходы сырьевых отраслей должны тем или иным способом переводиться на финансирование реконструкции высокотехнологичных отраслей. Поддерживать в первую очередь те отрасли, где мы впереди, например, космос, кое-что в авиации. По автомобилям мы совсем отстаем, но в принципе нам нужен свой недорогой и приличный автомобиль - не "Жигули" и не "Волга". Все это надо делать и все это мы можем сделать. - С момента начала рыночных преобразований мы не нашли ничего лучшего, чем поверхностное копирование американской модели. Может быть, нужно было искать рецепты реформ и "рыночных пророков" в собственной истории и в собственном отечестве? - Вы правильно задаете вопрос. Я не знаю, почему у нас не ищут. Если изучить опыт, как граф Витте вводил золотой рубль или как нарком Сокольников вводил золотой червонец, то можно увидеть, что тогда денежная стабилизация происходила на фоне бурного экономического роста. Вместо этого мы все время пользуемся монетаристскими рецептами господина Фридмена, хотя давно доказано: ты можешь стабилизировать рубль этим способом, но в ответ получишь стагнацию и спад производства. Во всем мире давно уже действует система, когда на фоне экономического роста применяются рецепты Фридмена, то есть сдерживается рост денежной массы, чтобы затем был меньше спад. На этапе спада наоборот применяют кейнсианское инфляционное финансирование экономики, для того чтобы поддержать экономику, остановить спад и побыстрее осуществить переход к экономическому росту. Во всем мире гребут двумя веслами: то правым, то левым. А мы все время одним веслом загребаем - правым да правым. И все время удивляемся, почему плывем куда-то не туда. Беседу вел Усам ОЗДЕМИРОВ |