"Яблоко России" № 18 (52) 12 июня 1999 года |
Валерий ПИСИГИН
Пистолеты из арсенала Амбуаза
Очередная работа мастера слова Валерия Писигина "Две дороги" пролегла к читателю. Сначала в № 4-5 журнала "Октябрь", а вскоре пятитысячным тиражом книга выйдет в нашем ЭПИцентре. В произведении имена и полотна современной действительности выстраиваются вдоль пути следования господина Писигина по земле вечно загадочной и родной для всех россиян - Франции. Потребность увидеть Париж и написать тем и отличает автора от простого смертного, что увидел и не замер от обладания темой Франции. Донес ее до читателя. Насколько Писигину удалось выполнить эту задачу - судить читателю. Для чего и предлагаем познакомиться с отрывком из новой книги.
Прогуливаясь по улочкам Амбуаза, я не раз проходил мимо Музея почты (Musee de la Poste), расположенного в старинном особняке с большим внутренним двором и клумбами, которые могли бы составить честь иному музею цветов. Но история почты меня не особенно волновала и желания посещать музей не возникало. Сам Амбуаз для меня был музеем. Теперь же я направлялся именно в Музей почты с единственным желанием поскорее найти там экспонат, к истории почты никакого отношения не имеющий, но прямо относящийся к истории России: где-то там, среди прочих экспонатов - пистолеты, из которых Дантес смертельно ранил Пушкина.
Как это часто бывает, музей оказался закрыт. К счастью, лишь на обеденный перерыв... Спустя три минуты я вбежал в музей. Купил красочный билет, как мог расспросил насчет пистолетов и бросился на второй этаж. Там несколько комнат. Ставни на окнах плотно закрыты, поэтому в помещении темно. Пытаюсь нащупать выключатель. Тщетно. Простояв минуту, спускаюсь вниз. Спрашиваю, что со светом? Администратор с извинениями включает его. Вновь мчусь наверх. В одну комнату, в другую... Вот они! Под стеклом в красивом деревянном футляре. Пистолеты не выставлены как-то специально, на отдельном стенде, а находятся в одном из отсеков двух небольших столов, стоящих посередине комнаты. Кроме пистолетов, в коробке обшитой изнутри темно-зеленой тканью, находятся специальные принадлежности: отвертка, молоток, шомпол, масленка и еще какие-то приспособления, без которых пистолеты не смогли бы выстрелить. Словом, я вижу перед собой изысканный, аккуратный и приятный для глаза антикварный прибор, совершенно безобидный и безопасный, который не прочь иметь у себя всякий ценитель старины. Рядом с коробкой пояснительные таблички:
"ПИСТОЛЕТЫ ДУЭЛИ ПУШКИНА Пара пистолетов с аксессуарами немецкого производства Карла Ульриха Дрезден"
"ПИСТОЛЕТЫ И АМБУАЗ Пушкин и его секундант Данзас дрались на дуэли с Дантесом, секундантом которого был виконт д'Аршиак, 27 января 1837 года. Эрнест де Барант одолжил пистолеты своему другу д'Аршиаку и они стали фатальными для поэта. После смерти Эрнеста де Баранта в 1859 году пистолеты перешли к его брату Просперу. Позже - в семью его сестры, которая была замужем за офицером Луи де Шательпероном. В 1950 году на аукционе Друо потомки выставили эти ценные пистолеты на продажу, и их купил Пьер Поль, после чего они стали частью его коллекции, выставленной в Музее с 1971 года".
Третья надпись сопровождает фотокопию древней миниатюры: "ПИСТОЛЕТЫ И РУКОПИСЬ В 1989 году пистолеты были одолжены музею Пушкина. В обмен Музею Амбуаза сроком на 6 месяцев был предоставлен манускрипт конца XV века. "Хроника Амбуаза" хранится в настоящее время в библиотеке Санкт-Петербурга, так как драгоценный документ был приобретен в 1805 году одним русским аристократом. Эта миниатюра позволяет нам ознакомиться с одним из первых иконографических изображений замка Амбуаза. На первом плане даритель преподносит свою рукопись Карлу VIII" Справа от коробки с пистолетами книжка А.С. Пушкина "Станционный смотритель", изданная по-французски - "Le maitre de poste". Ниже - старинная цветная иллюстрация: ямщик погоняет русскую тройку по зимнему тракту - "Traineau de voyage". Рядом небольшой проспект музея "Дом станционного смотрителя" в деревне Выра Ленинградской области. Вот и вся экспозиция, посвященная истории пистолетов. Кроме нее, на стенах комнаты висят картины, изображающие лошадей, кибитки, извозчиков. На стендах выставлены головные уборы и одежда служителей почты, фонари, кнуты и что-то еще, мало меня интересующее. Я стоял и долго рассматривал пистолеты. Затем отходил, смотрел издали, возвращался, обходил кругом, присаживался на скамью, вновь подходил и приглядывался...
( Продолжение в следующем номере)