"Яблоко России" № 14 (48) 15 мая 1999 года |
Идейный кризис в России
Размышления и выводы
Михаил МЕНЬ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по культуре
Рухнувшая коммунистическая идеология (не будем сейчас обсуждать ее достоинства и недостатки) в течение десятилетий служила объединяющим фактором для многих народов Советского Союза. Правда, в последние годы советской власти вера в нее все более угасала, пока не достигла того минимума, при котором сохранять и следовать коммунистической идеологии уже общество не могло. Придумать национальную идею, вероятно, нельзя. Она должна родиться из потребностей и устремлений общества. Первоначально после падения тоталитарного строя появились предпосылки утверждения в России христианско-демократической идеи ( так же, как в Германии после второй мировой войны), воплощающей нечто среднее между социал-демократическими и либеральными ценностями. Но она была воспринята и в обществе, и политиками как идея построения конфессиональных партий, а такой подход бы заведомо обречен на провал. Тогда многие политики начали активно делать попытки привлечь христианство, вернее Русскую православную церковь, в лоно государственной идеологии, образно говоря, заменить партбилет свечечкой. Основа заблуждений этих политиков в том, что Вера и идеология - два совершенно разных понятия! Кроме того, Россия - многонациональное и многоконфессиональное государство. В сотрудничестве РПЦ и армии, крайне необходимом, тоже наблюдаются явные перегибы, вплоть до появления "православных" боеголовок. |
|
Пока РПЦ удается в какой-то мере сохранить остатки независимости, но опасность стать одним из государственных институтов сохраняется, и это очень грустно. Православная церковь, как и другие конфессии, оказывает и должна оказывать влияние на морально-нравственное состояние общества, но сращивание с государством для любой религии губительно. К сожалению, подтверждений этому достаточно много. Очевидно, что в полной мере осознать проблемы сегодняшнего дня невозможно без анализа исторической ретроспективы. Прошлому и настоящему России фатально сопутствуют два, как мне кажется, взаимосвязанных факта. Во-первых, во все времена, независимо от государственного устройства, таланта или бездарности руководителей, несмотря на обилие природных ресурсов, Россия всегда жила бедно. Уровень этой бедности мог подниматься или опускаться, но он никогда не соответствовал потенциалу страны и был ниже, чем у наших соседей на Западе. Над этим парадоксом стоит задуматься. Аргументы, что, мол, раньше Россия продавала зерно на Запад, а теперь покупает, вовсе не являются свидетельством прошлого благосостояния народа. Второй факт, который требует осознания, - низкая цена человеческой жизни в России, отсутствие должного уважения к личности человека, самоценности каждого гражданина - независимо от его социального, имущественного или другого статуса. Исторически у нас не сложилась традиция уважительного отношения к личности, к ее свободе, правам и, в конце концов, имуществу. Во многих странах, если человек с нуля сумел организовать свое дело, развить его, создать устойчивую деловую инфраструктуру, он - уважаемый человек. В России удачные попытки организовать, например, фермерское хозяйство часто заканчивались пожаром как в переносном, так и в прямом смысле. Мы сегодня обвиняем Ельцина, и, на мой взгляд, справедливо обвиняем, в том, что произошло в Чечне. Но что сделало общество, чтобы действенно остановить гибель наших ребят в Чечне?! Уверен, что эта гражданская пассивность также имеет свои формировавшиеся веками исторические корни. Так реально ли освободиться от этой, почти генетической особенности нашего менталитета? Трудно, но, думаю, реально. Для осознания приоритета человеческой личности, конечно, должны пройти многие годы. Наивно думать, что подобные проблемы решаются созданием законов или постановлений правительства. Но для решения этой, как и других проблем, нужно единство общества. В нашей стране любая проблема, обсуждаемая обществом, раскалывает его почти надвое, - будь то вопрос об отмене смертной казни или вопрос о купле-продаже земли. Единство, к сожалению, возникает , в основном, на негативной основе (например, импичмент Президенту или бомбардировки войсками НАТО Югославии). В этом тоже наблюдается явное единодушие. Защиту сербов некоторые политики пытались представить как грядущую национальную идею. Опасная мысль! Да, безусловно, сербам надо помогать, но прежде всего политическими и дипломатическими средствами. Необходимо суметь доказать политикам США, что насилие насилием не остановить. А ввязываться в новую войну - это преступление перед нашим многострадальным народом. Объединяться на негативной основе, конечно, легче. Такое объединение для государства не имеет будущего. Итак, что же может объединить наш народ? Общаясь с людьми, я пришел к выводу, что объединить его сегодня могут только наши дети! Обратите внимание - когда обсуждаются проблемы наших детей: образование, сохранение здоровья, воспитание и т.д. - тут же все объединяются! Люди среднего и старшего возраста сейчас понимают, что вряд ли в ближайшем будущем удастся существенно изменить социальную, правовую и экономическую ситуацию, но все хотят, чтобы дети и внуки наши жили в другом обществе. Чтобы у них была достойная человека жизнь. Когда речь идет о детях, люди находят общий язык. Независимо от национальности, вероисповедания, политических убеждений. Для всех дети - главное в жизни! И это должно стать сегодня российской идентичностью. Если общество поставит главенствующим приоритет жизни и воспитания детей, а власть будет в этом с обществом солидарна, то станет реальностью и избавление общества от патологического пренебрежения человеческой жизнью и личностью, а выросшие из этих детей руководители России не будут бросать в жестокую мясорубку войны своих юных граждан. Несомненно, наш бюджет должен учитывать потребности пенсионеров и других социально незащищенных групп населения, но главной задачей и приоритетом должно стать финансирование юного поколения россиян. Все вопросы, связанные с детским воспитанием, не оставляют людей равнодушными. И это лишний раз подтверждает, что проблемы детей, забота об их воспитании и будущем благополучии никого не оставит равнодушными и может сегодня служить той консолидирующей идеей, которой так не хватает нашему обществу. |