<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 13 (47) 8 мая 1999 года

Виктору Астафьеву - 75 лет

Уважаемый Виктор Петрович!

Позвольте поздравить Вас с юбилеем и приближающимся Днем Победы. У Вас, прошедшего всю войну и видевшего смерть вплотную, иное отношение к жизни. Поэтому в Ваших книгах - правда о войне, о жизни и смерти. Предмет нашей литературы сейчас может составлять что угодно, но главное - человек и его совесть - занимает очень немногих писателей. Ваши книги, где каждое слово - об этом, сейчас особенно важны.

Будьте здоровы.

С уважением,
Григорий Явлинский


Делайте хоть что-нибудь!

Мы не справились с перестройкой, не хватило сил. Я был депутатом Верховного Совета первого созыва и помню, как Горбачев предоставил слово Ельцину. Высокий, совершенно трезвый мужик с хорошо завязанным галстуком шел к трибуне, и две с половиной тысячи делегатов, сыны гор и долин, встали со своих мест и аплодировали. Не от большой любви - все надеялись, что этот дядя хлеба даст, пашню вспашет, оживит Нечерноземье и Северо-Запад, который зарос кустами. Все ждали чуда. А чуда не случилось, да и не могло случиться. Сам Ельцин не семи пядей во лбу. А то небольшое напряжение, которое требовалось от народа, оказалось нам не под силу. И свобода оказалась не под силу. Народ остался в каком-то ребячьем возрасте, а свобода - она как опасная бритва: обрезался ребенок и хнычет, и жалуется.

Не знаю, изменится ли что, когда изберут другого президента. Но одно знаю наверняка: если вернутся коммунисты, будет еще хуже. У них на лбу написано: жизнь есть борьба. А народ от борьбы уже ослабел.

Я могу сказать Ельцину в глаза: дурак, что взялся за такой груз. Помню, как на XIX партконференции Горбачев читал докладище часа на два, а потом снял очки, посмотрел овечьими глазами и сказал: "Да, товарищи, даже мы такого развала не ожидали!" И еще мне запомнилось, как где-то под Москвой к тому же Горбачеву подошел паренек-бригадир, рассказал, что затеял организовать артель. Горбачев аж за грудь его схватился: "Да делайте хоть что-нибудь!" И сегодня мне тоже хочется выйти на площадь и сказать: да делайте хоть что-нибудь!

Виктор Астафьев

"Общая газета",
№ 17, 1999 г.


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>