<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 13 (47) 8 мая 1999 года

МВФ недоволен. Налогами

Мы брали кредиты на Западе, не задумываясь о грустной неизбежности предстоящих расчетов "по векселям". Сегодня мы расплачиваемся не только процентами, но и свободой в принятии тех или иных решений. Не в последнюю очередь это относится к налоговой политике. Долгое время и с трудом власти шли к осознанию того, что система налогов, характеризующаяся высоким уровнем поборов с работающих предприятий и сложностью их расчета, не согласуется с потребностями промышленного роста. Теперь, когда наметилась перспектива ослабления налоговой удавки, возникает другая преграда: требования такого важного западного кредитора, как Международный валютный фонд.

В 1999 году мы должны заплатить своим зарубежным кредиторам в качестве основного долга и процентов по нему 17,5 млрд. долларов. В федеральном бюджете на эти цели заложено 9,5 млрд. долларов, причем 4,5 из них предусмотрено получить от МВФ. В последних числах апреля в Вашингтоне российской стороне твердо пообещали новые кредиты. Речь идет о 4,8 млрд. долларов, предоставляемых в форме нескольких траншей в период до конца 1999 года и в 2000 году с одним маленьким "но". Советы директоров МВФ и Мирового банка требуют от России принять пакет законов, предусматривающих резкое увеличение акцизов на бензин, водку, налога на владельцев автомобилей, а также обеспечивающих реструктуризацию банковской системы, до середины июня, поскольку на это время намечены заседания их советов директоров.

Требования МВФ исходят из простого соображения: если вы хотите нас убедить в том, что вы способны вернуть свои долги, то принимайте решительные меры для увеличения доходов. Кредиторов интересует немедленный финансовый результат. Какими экономическими и социальными последствиями это обернется для российского общества - это не их проблема. Но российский политический Олимп, с учетом предстоящих выборов в парламент, не готов к таким однозначным и решительным мерам. Как заметил председатель думского комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Александр Жуков, вопрос о повышении налогов - это не просто финансовый, а сложнейший социальный вопрос.

За примером не стоит далеко идти. Вспомним о другом требовании МВФ - отказаться от снижения ставки налога на добавленную стоимость до 1 января 2000 года. Но закон, снижающий ставки НДС с 1июля до 15 процентов , несмотря на все, парламентом был принят. Дело кончилось тем, что президент Б.Ельцин наложил на закон свое вето.

Некоторые наши политики уже высказали свое недовольство тем, что западные кредиторы столь беззастенчиво диктуют нам, как нам вести дела в собственном доме. А действительно, почему бы не проявить характер и не отказаться следовать указкам МВФ? Вся беда в том, что МВФ не одинок в своих требованиях. За его спиной стоят другие международные кредитные организации - Мировой банк, Парижский и Лондонский клубы и т.д. Если все, кому мы должны, на нас навалятся, то это неминуемо приведет к внешнему дефолту и, следовательно, к таким санкциям, как наложение ареста на наше имущество за границей, изъятие экспортной выручки. Кредиторы согласны ждать и договариваться об отсрочке долга только после того, как даст отмашку МВФ. Недавно министр финансов Михаил Задорнов сказал, что принципиальное решение МВФ открывает нам путь к получению не 4,5 млрд. долларов, а более 20 млрд. долларов на период до конца 2000 года.

Вывод напрашивается сам собой. Если мы не можем убедить кредиторов в том, что в наших условиях относительно низкие налоги являются большим благом и в перспективе способны повысить нашу платежеспособность, то, скрепя сердце, надо прислушаться к их рецептам. В конце концов МВФ же не виноват, что предыдущие кредиты были использованы нами совершенно бездарно?

Усам ОЗДЕМИРОВ


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>