<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 12 (46) 1 мая 1999 года

Былины и думы

Бомбежку Минска заказывали?

Ракетно-бомбовые удары по Югославии вызвали волну сочувствия к этой стране как со стороны рядовых российских граждан, так и политиков различной ориентации. В самом деле, какие чувства может вызывать война, противоречащая международному праву? Война, больше похожая на испытание новейших военных технологий на народе небольшой европейской страны? Больно смотреть на это, и хочется помочь. Однако помощь бывает разная...

С ноября прошлого года по инициативе некоторых депутатов Государственной Думы РФ (коммунистической и националистической ориентации) предпринимаются активные шаги для присоединения Югославии к Союзу России и Белоруссии. Тогда в Ярославль на сессию парламентского собрания Союза Белоруссии и России приехала парламентская делегация Югославии во главе с Воиславом Шешелем. Делегация заявила о намерении Югославии получить в этом Союзе статус постоянного наблюдателя, а в дальнейшем, возможно, и вступить в него. В декабре за статус наблюдателя в российско-белорусском Союзе проголосовала верхняя палата Югославского парламента. 22 января этого года в Минске парламентское собрание Союза Белоруссии и России приняло решение о придании Скупщине Югославии статуса постоянного наблюдателя. Особенно интенсивно этот процесс пошел в последнее время, после начала войны. Решающим оказался день 9 апреля. Тогда Геннадий Селезнев встретился с Борисом Ельциным и уговорил его дать принципиальное согласие на такое объединение, в то время как еще накануне президент считал присоединение Югославии к российско-белорусскому союзу нецелесообразным. (При этом было заметно, что в качестве аргумента была использована угроза импичмента). Дальнейшее развитие событий: одобрение нового Союза Скупщиной Югославии и Государственной Думой России, визит Александра Лукашенко в Белград - выглядело уже само собой разумеющимся. Впрочем, окончательно вопрос еще не решен: последнее слово остается за президентами трех стран, а возможно, и за референдумами.

Чем же сторонники объединения мотивируют свою поспешность? Геннадий Селезнев и его единомышленники заявляют, что присоединение Югославии к России и Белоруссии испугает НАТО и как таковое заставит прекратить бомбардировки; в крайнем случае - Россия окажет Югославии военную помощь.

Первая часть этого утверждения - насчет испуга, мягко говоря, опасная наивность. НАТО трудно заподозрить в пугливости. Да и с чего ему бояться? Конечно, у России есть ядерное оружие - но у трех стран альянса оно тоже есть. Не менее шатко и рассуждение о том, что мы сможем вступить в военный конфликт тогда, когда сочтем это нужным. Боюсь, что выбор окажется не за Россией, а за НАТО. Дело в том, что с момента юридического оформления Союза, который близок к конфедеративному государству и предусматривает взаимную оборону, Россия и Белоруссия окажутся в таком правовом состоянии, которое НАТО может счесть состоянием объявленной войны - даже при отсутствии каких-либо активных действий с российско-белорусской стороны. (То, что НАТО отнюдь не щепетильно в вопросах международного права, оно уже доказало). В этой ситуации для натовских руководителей может оказаться психологически приемлемым решение о нанесении первыми ударов по российским и белорусским объектам.

Прежде всего, для НАТО существенно упростится задача установки нефтяной блокады Югославии. Если сейчас осторожно обсуждается вопрос о том, можно ли силой останавливать российские танкеры, то в случае признания России военным противником все вопросы отпадут сами собой... Гораздо жестче, чем сейчас, будут закрыты для России вообще все пути к Югославии: проливы, воздушные коридоры, дороги. Но и этим дело может не ограничиться. Не исключена атака на российский разведовательный корабль, находящийся вблизи Югославии. А потом - и на объекты, непосредственно не связанные с югославским конфликтом: на Черном море, в Минске, в Москве, в Петропавловске-Камчатском... Это кажется невероятным, но вспомните, сколько раз за последние годы мы переживали то, что казалось абсолютно невозможным?!

Вступление Югославии в российско-белорусский Союз крайне негативно скажется на возможности дипломатического разрешения косовского конфликта. Россия в этом случае потеряет возможность быть в нем посредником, а других посредников такого уровня просто нет. Если все же когда-нибудь удастся достичь соглашения о присутствии в Косово международного миротворческого контингента, то российские и белорусские войска не смогут в нем участвовать, а в таком участии Югославия очень заинтересована.

Россия может оказать Югославии любую реальную помощь (вплоть до военно-технической), не вступая с ней в конфедеративные отношения и не становясь формальным участником конфликта. Поставки вооружений - обычная международная практика. Сами по себе они не влекут вступления поставщика в войну. Однако для такого варианта потребуется ювелирная работа дипломатов и специалистов по международному праву, предельная дисциплина и четкость военных, согласованность действий всех ветвей власти. А широковещательные заявления отдельных политиков - недопустимы. (Другой вопрос, как осуществить поставки технически: ведь даже без странных договоров, блокада вокруг Югославии сжимается все туже, так что политическому руководству России надо принимать решение быстрее).

В обычные спокойные времена государства могут позволить себе заключать дежурно-помпезные договоры "о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи". Но во время войны права на популизм во внешней политике нет. Тогда каждое слово международного договора приобретает вес человеческих жизней, вес победы или поражения. Заключение российско-белорусско-югославского полуконфедеративного договора еще не поздно остановить. Во всяком случае, требованием демократов по этому вопросу должно быть: референдумы во всех трех договаривающихся странах. Вопрос о судьбах своих стран должны решать их народы.

Марина Джексенбаева


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>