<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 9, 10 апреля 1999 года

Поистине космический талант

Народный художник РСФСР, выпускник архитектурного института Андрей Соколов, богатырь, красавец - весь в отца. В середине 50-х он работает над проектами "закрытых" спецгородков, и впереди у него многообещающая карьера зодчего-строителя послевоенной, встающей из руин державы. Молодой специалист любит полученную профессию. Но еще - всевозможную технику и научную фантастику. Круг интересов широк: дома к его услугам большая специальная библиотека Соколова-старшего. Константин Михайлович был одним из руководителей строительства таких уникальных объектов, как телебашня в Останкино, автозавод в Тольятти, космодром Байконур, и, конечно, предоставил для образования сына все, что мог. И разговоры в семье - о современной технике, авиации, о космическом будущем великой страны; и любимые книги - Жюля Верна, Александра Беляева, Константина Циолковского - все способствовало развитию дарования Андрея.

Осознанная же тяга к живописи проявилась по прочтении романа Рея Бредбери "451 градус по Фаренгейту". Захотелось проиллюстрировать его, а точнее - как бы декорировать, изобразив не столько сами события, сколько их живописный фон. Пройдут годы, и Андрей передаст несколько своих картин-декораций автору любимой книги. К чисто фантастической тематике добавляется после запуска первого искусственного спутника Земли и тема Космоса. Она становится основной. С этого момента Андрея Соколова можно считать космическим художником-реалистом. Небольшие рисунки темперой на картоне и более крупные полотна, написанные маслом на холсте, отличает подробная пропись технических деталей - элементов конструкции космических кораблей, инопланетных пейзажей, космических явлений и эффектов. Оттого картины внутренне достоверны.

Врожденный талант живописца, тонкое чувство цвета, глубокое знание любимой темы сделали Андрея Соколова основоположником нового жанра космической живописи. В шестидесятые годы Андрей дружен с первыми космонавтами. В семейном архиве есть фото, запечатлевшее, как он и Юрий Гагарин играют на полянке в футбол. В эти же годы возникает творческое содружество Андрея Соколова и Алексей Леонова, первого землянина, вышедшего в открытый космос. В соавторстве они создали немало замечательных полотен.

Не только художник вдохновляется произведениями писателей. Случается и обратное. В начале 60-х под влиянием воспроизведенной "ТМ" картины Соколова "Лифт в Космос" известный английский писатель-фантаст Артур Кларк написал (по его собственному признанию) книгу "Фонтаны рая". В эти же годы Андрей Соколов - частый гость Ивана Антоновича Ефремова, замечательного русского прозаика, основателя целой школы писателей-фантастов. Рассказ "Пять картин" Ефремов посвятил Соколову. Известность художника была таковой, что астронавт с "Апполона-11" Эдвин Олдрин, шагавший в 1969 году по Луне, будучи в Москве, напросился к Соколову в гости посмотреть его картины, что называется, "вживую".

Музой, другом, соратником Андрея, как шутит он, "министром внутренних дел" семьи вот уже сорок лет является его жена Нина Филипповна Лапунова. В прошлом актриса, она известна как искусствовед, автор статей и монографий о художниках XIX века и современности. Не будь ее рядом, возможно, Андрей так и остался бы архитектором. Полотна Андрея Константиновича Соколова сегодня экспонируются во многих музеях Отечества, а авиационно-космическом музее Смитсониевского института США, в Дрезденской галерее, в музеях Берлина, Токио и других. В канун Дня космонавтики в столице дружественной Беларуси Минске открылась художественная выставка, на которой представлены полотна и Андрея Соколова.

Александр Кулешов
(фоторепродукции из архива автора)


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>