<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 9, 10 апреля 1999 года

Ситуация

Борьба с хрущобами выгодна

Прежде всего чиновникам и инвесторам инофирм.

Московская мэрия неизменно гордится своей жилищной политикой. Одна из главных ее целей - снос пятиэтажек, в народе именуемых хрущобами. Чиновники и подвластные им средства массовой информации внушают москвичам, что тем самым власти и лично городской глава оказывают им великое благодеяние.

Однако доверие москвичей к таким словам постепенно тает. Все больше жителей столицы на собственном горьком опыте убеждаются в том, что широко разрекламированная политика является лишь благопристойным фасадом для разных махинаций. Л. Ольшанский в "Новой газете" (№ 8 (531) убедительно раскрыл механизм очищения центра Москвы от коренных москвичей и способы высылки их за Кольцевую автодорогу. Но то же самое творится в "престижных" и относительно экологически чистых районах запада и юго-запада Москвы, откуда жителей изгоняют под флагом сноса хрущоб.

Пока их сносят только на западе и юго-западе Москвы. Оказывается этого требуют интересы инвесторов - частных строительных фирм. Они стремятся продать возможно большее количество квартир в новых 17-этажных домах. Но товар расходится плохо. Вот вы стоите перед громадным новым домом скучно-серого цвета о четырех подъездах. В одном из них то и дело хлопают двери, а три других подъезда безжизненны. Что за чертовщина? А все просто: подъезд, в котором кипит жизнь - муниципальный. Туда жильцов сселили из снесенных пятиэтажек. А три остальных подъезда - коммерческие. Подавляющее большинство квартир в них пустует.

Количество непроданных, пустующих квартир в Москве все время растет. Но курс мэра неизменен: в 1999 году намечено ввести в Москве 3,4 млн. кв. м. жилья, из них только 400 тыс. кв. м. - бесплатного муниципального. Очевидно, городской голова и его соратники верят в то, что лишь двенадцать процентов москвичей нуждается в дешевом жилье, а остальные настолько зажиточны, что могут его купить за деньги. Вряд ли нужно доказывать, что в действительности соотношение между богатыми и малоимущими как минимум обратное. Уверенность властей в непрерывном росте благосостояния москвичей идет еще дальше. С нового года возросла плата за электроэнергию. Возросли также оплата услуг центрального отопления и плата за горячую воду. Поскольку Москва - богатый город (точнее, город для богатых), все коммунальные платежи обходятся москвичам гораздо дороже, чем области.

Но вернемся к судьбе вынужденных переселенцев, ведь бывшие жители пятиэтажек заслуживают этого названия. Немногие из них получают жилье в своем прежнем районе. Обычно переселенцам предлагают "выбор" между квартирой с уменьшенной площадью в своем районе и квартирой с прежней или иногда немного большей площадью где-нибудь на окраине. Стоит ли объяснять, что выселение с привычного места жительства ведет к массе неудобств. Правда, для переезда новоселам выделяют машины и ... солдат в качестве бесплатной рабсилы. Тем не менее, переезд требует немалых расходов и наносит "переведенцам" (старое русское название подневольных переселенцев) прямой материальный ущерб. Только большие семьи выигрывают при расселении пятиэтажек. Жилье предоставляется по изобретенной чиновниками "социальной норме", по которой, к примеру, семья из четырех человек может съехать в трехкомнатную квартиру вместо прежней двухкомнатной. Зато плохо одиноким пенсионерам. Им выделяют однокомнатные квартиры, даже если раньше они проживали в двухкомнатных. А ведь многие из этих людей нуждаются в уходе со стороны родственников. В двухкомнатной квартире за ними мог бы присматривать кто-нибудь из родных, в однокомнатной - это невозможно.

Есть еще разряд людей, которые при расселении только теряют. Это семьи, проживающие в квартирах, где прописаны одинокие люди. Известно, что во многих московских квартирах живут подселенцы без прописки. Бывает и так, что прописанный в квартире человек давно уже уехал за рубеж и переменил подданство. Но при расселении учитывается только прописка, а не фактическое проживание - бумажные, а не живые души. Поэтому формально не прописанные в квартирах семьи чиновники загоняют в щель - в однокомнатные квартиры.

Сомнительным благом для столицы России являются новые 17-ти - и 22-х-этажные дома - "лужковки". Их постройка в лучшем случае ухудшит экологическую ситуацию в Москве. Ведь кварталы пятиэтажек за время своего существования стали чем-то вроде зеленых зон. Между хрущобами выросли веселые перелески. А между высотными домами никакая растительность не выживет из-за чрезмерного затемнения. Жителям верхних этажей новых домов придется смириться с законом физики: спертый дух из квартир нижних этажей двинется вверх, будет "фильтроваться" в среднем ярусе, и именно им будут дышать жильцы верхних этажей.

Но, неужто, хрущобы настолько ветхи, что их нужно срочно снести? Это мнение опровергнуто специалистами МосжилНИИпроекта. По их данным, пятиэтажки могут простоять еще десятилетия. В Москве немало домов, жильцы которых нуждаются в гораздо более срочном расселении, чем обитатели хрущоб.

Еще один довод истребителей хрущоб состоит в том, что коммунальные расходы города на содержание пяти- и девятиэтажек, которые станут следующими жертвами, слишком велики. При этом никто из чиновников не считает избыточными расходы на содержание множества контор по сбору коммунальных платежей. С нового года образовалась еще одна контора, занятая сбором денег исключительно на горячую воду (на холодную воду - есть отдельное ведомство!). Вообще городские власти убеждены, что и поголовье чиновников, и затраты на их содержание должны постоянно расти. За счет квартиросъемщиков? Подведем итог. Кампания по уничтожению хрущоб выгодна "новым русским", способным заплатить за элитные квартиры, и обслуживающим эту категорию людей частным строительным фирмам. Но в еще большей степени эта кампания отвечает интересам чиновничества. Продажа земли фирмам-инвесторам под строительство "элитного" жилья открывает неограниченные возможности поживиться, когда даже столоначальники помельче не упустят выгоду при прописке и выписке жильцов из обреченных на снос домов.

Иван Смирнов
г. Москва


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>