"Яблоко России" № 8, 3 апреля 1999 года |
С ВСМ можно докатиться до огласки.
Даже следуя законным путем
Пока есть надежда на то, что рассмотрение дела о высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург-Москва(ВСМ) не дойдет до Международного суда. Юристы-экологи и граждане все еще пытаются преодолеть препятствия, чинимые российскими судебными инстанциями. Слушание по делу об отмене Указов Президента и Постановлений Правительства РФ, давшим жизнь проекту дороги, перенесено с 18 марта на 22 апреля. До этого почти два года истцы не могли добиться от Верховного Суда (ВС), чтобы тот принял дело к рассмотрению.
Именно "дело ВСМ" вызвало беспрецедентную в России реакцию - всенародный экологический иск в Верховный Суд, который был подан 27 февраля 1997 года. Жители самых разных уголков страны - от Калининграда до Хабаровска - потребовали отмены указов Президента и постановлений Правительства о строительстве и финансировании ВСМ Санкт-Петербург-Москва. "Все эти акты должны быть признаны недействительными. Ведь они появились на свет в отсутствие необходимого по российскому законодательству положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту", - считает адвокат Ольга Яковлева, сотрудник неправительственной организации "Экоюрис", представляющей истцов.
Проект высокоскоростной магистрали между двумя столицами обсуждался с конца 80-х годов. Изначально предлагалось 10 вариантов, однако затем остался один - так называемый "новгородский". Согласно ему, ВСМ должна пересечь Валдайский парк и 9 природных заказников. По оценкам экспертов Европейского банка реконструкции и развития, для того, чтобы дорога окупилась, необходимо, чтобы по ней ездило 40 млн. пассажиров в год. Оценки самих разработчиков были скромнее, они рассчитывали на 17,5 млн. Откуда должен был взяться такой пассажиропоток - неизвестно, Октябрьская дорога сегодня едва набирает миллион пассажиров в год. Проект не выдерживал никакой критики по очень многим параметрам.1 июля 1998 года Президент, сославшись на неблагоприятную экономическую ситуацию, отменил собственный Указ, давший начало строительству ВСМ.
Казалось бы, Указ отменен, строительство остановлено - зачем настаивать на судебном разбирательстве? Ответ прост: основанием для отмены указа о строительстве ВСМ является не незаконность данного документа, принятого до проведения экспертных оценок. Указ о строительстве признается всего лишь "утратившим силу", так как только ситуация в стране (накануне 17 августа) не позволила реализовать этот дорогостоящий проект. Если же ВС признает Указы Президента и Постановления Правительства о ВСМ не соответствующими закону, то это придаст делу совершенно иную окраску, и реанимировать проект магистрали будет сложнее. Число истцов по "делу ВСМ" растет с каждым днем. Люди, не надеясь на решения Президента, хотят законным путем остановить этот проект навсегда. Есть масса других вариантов, почему не рассмотреть их? Когда вновь возникнет вопрос о строительстве новой трассы между двумя столицами, общественность будет добиваться именно этого.
Пресс-служба Социально-экологического союза