"Яблоко России" № 8, 3 апреля 1999 года |
Местное самоуправление
ОПАСНЫЙ СИМПТОМ
Известно, как любит использовать Александр Лебедь в своих выступлениях байки и поговорки. Поистине "эзоповский язык" затуманил умы многих избирателей. Красноярцам импонировало желание "навести порядок" в крае, хотя многие не могли понять, как это собирается сделать новый губернатор, на каких условиях? Туман рассеивается. С января в средствах массовой информации идет кампания в поддержку инициативы главы администрации Северо-Енисейского района Шамурата Гайнутдинова, который фактически ликвидировал в районе все муниципальные образования. Главы посёлков (председательствовавшие и в Советах) "добровольно" согласились стать заместителями главы района. Все бюджеты были слиты в один. Как пишут газеты, управляемость повысилась при снижении расходов на содержание органов местного самоуправления. Нет правил без исключений. Возможно, что такие районы, как Северо-Енисейский, требуют особых подходов: в тайге, на пространстве, равном небольшому европейскому государству, проживает всего 14 тысяч человек, причём все посёлки "нанизаны" на одну грунтовую магистраль - "дорогу жизни". Но глава района руководствовался не столько местными условиями, сколько идейными соображениями.Вот почти дословное изложение его аргументов:
"Я производственник! Я люблю твёрдую власть. Жёсткая централизация сейчас особенно нужна. Любимую народом игру в бесконечные выборы пора заканчивать!" Эти идеи вдохновили администрацию Александра Лебедя. Сначала инициативу Ш. Гайнутдинова поддержали главы северных территорий, а затем заместитель губернатора Евгений Васильев собрал в Красноярске членов "Ассоциации глав и районов края". С целью подкорректировать местное самоуправление. На собрании много говорилось о том, как перейти от избрания глав муниципальных образований (ниже районного уровня) к их прямому назначению. Исходя из "экономической целесообразности", органы местного самоуправления намечено "централизовать", для чего принята "Программа усиления исполнительной вертикали и её централизации". Чем помешали органы местного самоуправления главам районов - в печати особо не раскрывается.
На состоявшемся осенью прошлого года Съезде депутатов Красноярского края приводились примеры прямо противоположного свойства: как главы посёлков (возглавляя поселковые Советы) полностью игнорируют предложения народных избранников, не созывают сессии, препятствуют осуществлению депутатами контрольных функций. На съезде неоднократно звучали призывы к чёткому разделению функций исполнительной и представительной власти на всех уровнях местного самоуправления. Пока Законодательное Собрание Красноярского края и Президиум Ассоциации депутатов Красноярского края всех уровней хранят молчание. Наступление на местное самоуправление в Красноярском крае продолжается.
Виталий Куканов,
депутат городского Совета
г. Железногорск, Красноярский край