"Яблоко России" № 8, 3 апреля 1999 года |
Бомбардировки Югославии считать преступными...
Призывы оказать добровольческую и военную помощь сербам ведут к прямому вовлечению России в войну, и потому являются преступными. С этого начиналось развитие конфликтов в Чечне и Афганистане, которые заканчивались многолетними войнами.
Об этом Григорий Явлинский заявил журналистам 25 марта в Думе. Он подчеркнул, что военные действия со стороны России сегодня должны быть исключены. "Нельзя допустить, чтобы из Югославии начали приходить гробы", - предостерег лидер фракции "Яблоко". Призывы формировать добровольческие отряды Г. Явлинский назвал "гапоновщиной". Он считает, что КПРФ и национал-патриоты используют лучшие чувства людей - братство и сострадание, желание защитить обиженного, - исходя из политической корысти.
По мнению Г. Явлинского, позиция коммунистических и националистических сил является одновременно подлой и глупой, потому что Россия физически не может оказать Сербии военную помощь. Все сопредельные Сербии страны поддерживают режим блокады. Таким образом Россия может поставить оружие только путем прорыва с боем кордона вооруженных сил НАТО.
Г. Явлинский считает, что одним из тяжелейших последствий бомбардировок силами НАТО территории Югославии может стать создание в центре Европы террористического региона, сравнимого с Республикой Ичкерия. "Вместо гуманитарного решения, о котором все время говорили страны-члены НАТО, мы получили войну, а в перспективе - регион-рассадник терроризма, который будут поддерживать самые реакционные силы в России деньгами и оружием".
Г. Явлинский с сожалением отметил, что за год со времени обострения балканской проблемы российское руководство не смогло выработать действенный план урегулирования проблемы. Он подчеркнул, что Евгений Примаков, как министр иностранных дел, а затем и премьер, обязан был выработать план, который Россия в критический момент могла бы предложить Югославии и добиться, чтобы она его приняла. Однако, когда НАТО поставило ультиматум, Россия оказалась беспомощной и не смогла предложить выхода из положения.
Г. Явлинский считает, что это несовместимо с претензиями России на лидирующее влияние на Балканах.