<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 6 (40) 6 марта 1999 года

Позаботились

Учись, мой сын,
Науки удлиняют...

28 января 1999 года Коллегия Министерства образования одобрила идею перехода российской школы к 12-летнему обучению, после чего появился приказ министра Владимира Филиппова № 300 "О мероприятиях по подготовке перехода на 12-летний срок обучения в общеобразовательных учреждениях РФ". Официально школа в России - одиннадцатилетняя, хотя для большинства школьников она - все та же десятилетка (в сельских районах - порой и того меньше), просто третьеклассники автоматически становятся пятиклассниками. Идея чиновников от образования накинуть детям еще годик, чтобы "разгрузить школьную программу" и поберечь детей от нервных переутомлений и гастритов, вызвала большой резонанс в средствах массовой информации.

"Комсомольская правда" (17 февраля 1999 г.) опубликовала интервью Министра образования РФ В. Филиппова, из которого нетрудно извлечь все аргументы "за" обновление школьного процесса. Во-первых, весь прогрессивный Запад учится как минимум 12 лет, и негоже нам, "понимаешь", учиться меньше. Во-вторых, помимо таких серьезных проблем, как ухудшение здоровья детей и снижение качества знаний, реформа решит еще и проблему рабочих мест для учителей, так как падает рождаемость и, если не "растянуть" школу до 12 лет, то могут прекратиться выпуски и приемы в педагогических университетах. (Забота об учителях выглядит странно - на фоне 15 миллиардов рублей задолженности по зарплате, забастовок и голодных обмороков учителей - Н.К.) В-третьих, "момент удобный для перехода на двенадцатилетку - может, единственный шанс за столетие, мы можем перейти на эту систему, не потратив дополнительных денег".

Интересно, как же это удастся без дополнительных средств обеспечить миллионы школьников новыми, переписанными в рамках измененной программы, учебниками? И неужели же министерские чиновники настолько наивны, что проигнорировали в своих расчетах вопрос о том, что в связи с этими нововведениями придется "подвинуть" призывной возраст и, следовательно, вносить изменения в Закон о всеобщей воинской повинности? Как пошутил один журналист, вспоминая эйфорию от президентского указа о переходе в 2000-м году на наемную армию, "видимо, переход на 12-летнее обучение состоится в тот же день, когда российская армия станет профессиональной". (Можно вспомнить и то, как первый и последний президент СССР М. Горбачев обещал, что в 2000-м году каждая семья будет жить в отдельной квартире, а, согласно пророчествам Н.С. Хрущева сорокалетней давности, мы уже должны были бы жить при коммунизме, etc.)

Любопытно отметить, что сами педагоги, о чьем будущем так истово заботятся неореформаторы, относятся к двенадцатилетке крайне скептически. Сомнительно и то, что реформа поможет сохранить рабочие места, поскольку из-за невнятности программных требований и постоянных изменений в статусе школ, гимназий и лицеев наблюдается отток преподавателей, и очередная новация вряд ли укрепит их желание оставаться на местах.

В общем, как обычно все хотят, как лучше. А что думают о нововведении граждане? В ходе одного из последних Всероссийских опросов ВЦИОМ задал россиянам вопрос: "Как вы относитесь к идее увеличения срока обучения в средней школе с 11 до 12 лет? "

Полностью положительно и скорее положительно на него ответили - 25% опрошенных, 58% - резко отрицательно и скорее отрицательно, и около 17% респондентов затруднились ответить.

Отмечу, что высказывались "за" или "против" 12-летнего цикла в равной степени как мужчины, так и женщины.

Министры образования приходят и уходят, а в 2001-м году за парты могут сесть шестилетки, приговоренные федеральной системой образования к дюжине лет за партой. Как поется в известной песенке - "зря, ребята, вы старались, зря болела голова - трижды три ли, дважды два ли - все равно в итоге два... " Чем закончится этот эксперимент - мы узнаем в 2013 году.

Наталия КИМ,
ВЦИОМ


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>