<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 6 (40) 6 марта 1999 года

Заглядывая в третье тысячелетие

Интервью с председателем Комитета Госдумы по международным делам Владимиром Лукиным

- Владимир Петрович, в конце января Вы участвовали в открытии заседания двухстороннего российско-китайского Комитета дружбы, мира и развития в ХХI веке...

- Этот Комитет создан из наиболее уважаемых людей обеих стран, которых считают знатоками в области международных дел и экономики. В него входят и министры, и представители парламента. В нем много ученых, специалистов - словом, много видных деятелей России и Китая, которые занимаются проблемами развития отношений на перспективу. Идея этого комитета - давать мудрые советы руководству, как развивать в новых условиях в ХХI веке отношения наших стран.

Инициатором создания комитета был Цзян Цзэминь - Председатель Китайской народной республики. Его инициатива была активно поддержана Президентом России Б. Ельциным. И во время его визита в Китай состоялась первая встреча этого Комитета. Московская встреча - вторая.

- Какие вопросы выносились на обсуждение Комитета?

- Обсуждали, прежде всего, вопросы развития экономических связей, которые являются слабой стороной в отношениях России и Китая. В частности, была поставлена задача добиться объема торговли к 2000 году в 20 млрд. долларов. Но она, конечно, не выполняется. Пока же объем торговли колеблется в пределах 5-7 млрд. Это - не случайно, и тесно связано с нашим экономическим кризисом, нашей неспособностью поднять планку. Характерно, что Россия занимает в торговле Китая десятое место, а Китай в торговле России - седьмое. Как видите, лидируем не мы. Но идеи, как изменить положение, есть. В частности, обговариваются вопросы развития энергетической базы Северного Китая с помощью наших сибирских нефтяных и газовых месторождений.

Заседания Комитета не ограничиваются рассмотрением только экономических проблем, речь идет и о развитии контактов молодежи, чтобы молодежь привыкала друг к другу. Есть, например, такая проблема. Значительная часть китайских интеллигентов училась в Советском Союзе, владеет русским языком. Все это связано с их молодостью, с золотой порой их жизни, и они, конечно, являются естественными нашими друзьями. Эти люди постепенно сходят со сцены - возраст. Новое же поколение китайцев - учится в западных странах. Оно другое - более рационалистичное, иначе относится к нам. Задача заключается в том, как усилить взаимные контакты, как создать атмосферу взаимной вовлеченности в дела друг друга. Не можем же мы вечно торговать оружием и укреплять военно-техническое сотрудничество, которое, кстати, и сейчас находится на достаточно высоком уровне. Это, конечно, хорошо, но - как затравка.

Надо понемногу переходить к более серьезным и конструктивным делам. "Челночная" народная дипломатия мелких торговцев наших стран не вечна, поскольку сейчас идет торговля кое-какими товарами не первого сорта и, к тому же, кое-как организованная. Надо переходить к более устойчивым формам сотрудничества. Мы ставим вопрос о том, чтобы все торговые отношения выстраивались в нормальном порядке - по нормальным каналам и через твердую валюту. Но это сразу приводит к снижению объема торговли, потому что мы - взаимно - стараемся вручить друг другу некачественные товары по бартеру, стараясь реализовать первосортные - там, где можно заработать валюту. Это не связано с плохими отношениями друг к другу, это связано с коммерческими интересами, и надо думать, как выходить из сложившейся ситуации.

Способствуют поиску взаимоприемлемых решений и частные встречи участников Комитета . У меня, например, прошла встреча с заместителем председателя Комитета Дэн Жун, дочерью Дэн Сяопина - выдающегося человека, которого по праву называют отцом китайских реформ. Его дочь играла и играет серьезную роль в общественной жизни Китая. Ведь не секрет, что последний период жизни Дэн Сяопина был тяжелым. Он болел, и дочь помогала ему как секретарь. Кстати, недавно она написала большую книгу - "Мой отец", которая в переводе издана и у нас. В ходе состоявшейся беседы с Дэн Жун я получил приглашение приехать в Китай и выступить с лекциями. Возможно, моя поездка будет приурочена к празднованию 50-летия КНР, но, в любом случае, это - честь для меня.

В разговоре и я, и моя собеседница старались не давать каких-то углубленных оценок взаимоотношениям двух стран. Мы говорили больше о делах общественных, о работе Комитета. Наши оценки в целом совпали. Она гордится тем, что было сделано в Китае и с Китаем за двадцать лет реформ. Я согласен с ней - это уникальный путь. И вообще я считаю Дэн Сяопина крупнейшим политическим деятелем двадцатого столетия, потому что он сумел не перевернуть страну (это я и сказал дочери), а сумел реформировать экономику и накормить такую значительную часть населения земли, как никто другой. И привести эту огромную массу народа к более-менее цивилизованной жизни.

Мы знаем много политиков, которые перевертывали свои страны вверх ногами, но результаты для каждого конкретного простого человека, в итоге, были весьма сомнительными. А результаты того, что замыслил Дэн Сяопин и что связано с его именем, совершенно очевидны. Дэн Сяопин - уникальная историческая фигура мирового масштаба.

Беседу вел Сергей Кочеров


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>