В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 6 (40) 6 марта 1999 года

Поиски в парламенте увенчались успехом

Коррупцию обнаружили. В Коми крае

На очередном заседании Комиссии по борьбе с коррупцией в органах госвласти рассматривался вопрос о коррупции в самом депутатском корпусе. Депутат Госдумы Владимир Семаго, недавно вышедший из фракции КПРФ, обвинил Госдуму в том, что она "является благодатной почвой для произрастания коррупции". Депутат Госдумы из фракции КПРФ Василий Кобылкин в своих интервью различным СМИ тоже не стесняется высказывать подобные мысли и предположения. Комиссия пригласила вышеназванных депутатов на на свое заседание, надеясь, что они изложат факты коррупционной деятельности в депутатском корпусе, подтвердят их документами, назовут конкретные имена.

Ничего подобного не произошло. Василий Кобылкин на заседание Комиссии не явился (говорят, он, вообще, редко появляется в Госдуме, но при этом активно использует думские служебные машины). А Владимир Семаго вместо аргументов - сам вопрошал коллег: "Вы считаете, что коррупции в Госдуме нет? А кто учитывает спонсорские деньги для партий? А почему депутатские деньги хранятся в коммерческом банке "СБС-Агро"? Почему именно в нем? Почему мои инициативы - проверить деятельность этого банка - глушатся? Я хочу заострить на этом вопрос..."

Семаго нервничал, перебивал выступавших, говорил, что никого конкретно из своих коллег не обвинял в СМИ в коррупции, а лишь констатировал, что Госдума является "благодатной почвой для произрастания коррупции", и призывал парламентариев начать борьбу с ней с самих себя.

На заседании по этому вопросу выступили депутаты Алексей Подберезкин, Владимир Лопатин, Саак Карапетян, Виктор Минаков и другие. Так, в частности, депутат Нина Останина обвинила Владимира Семаго в том, что он создает себе в СМИ положительный имидж, давая отвлеченные и огульные интервью.

Комиссия решила, что Владимир Семаго и Василий Кобылкин не располагают конкретными фактами коррупционной деятельности в депутатском корпусе. Следовательно, и рассматривать нечего, а теоретизировать по этому поводу - пустое занятие.

В Госдуме коррупция пока не обнаружена. В правительстве якобы ее тоже нет. А в Республике Коми - есть. Об этом и рассказал коллегам Юрий Щекочихин (фракция "Яблоко"), подкрепляя повествование конкретными фактами - цифрами, фамилиями, копиями банковских счетов и т.д. По его словам, Республика Коми является одним из центров коррупции в России. Так, например, она инвестировала в герцогство Люксембург миллионы долларов. В сделках с продажей крупных партий нефти за границу замешаны многие высокопоставленные лица. Среди них Президент Республики Коми Юрий Спиридонов, бывший его советник А. Туркин (ныне живет в Англии), бывший российский предприниматель М. Глузман (ныне живет в Израиле) и некоторые другие. Суммы от этих сделок, осевшие в карманах заинтересованных и причастных лиц, фигурируют колоссальные (от 5 тыс. до 300 тыс. долларов). Кстати, в "Новой газете" (№ 6 от 15 февраля 1999 г.) в статье Юрия Щекочихина "Государственные карманники" упоминаются фамилии Алексея Дьяченко и Татьяны Дьяченко в связи со скандально известным датским финансовым магнатом Ян Бонде-Нильсеном, столкнувшимся в своей деятельности не только с интересами нефтедобывающей компании Коми "Тэбукнефть", но и с интересами людей, близких к Президенту РФ. По мнению Юрия Щекочихина, отсюда становится понятным то, "почему ни одна серьезная проверка, включая проверки с участием Счетной палаты, так и не была проведена в Коми". Он считает, что в этой Республике царит "система полной безнаказанности". Все нормальные предприниматели, занятые в бизнесе с нефтью, углем, лесом, из Коми ныне выталкиваются.

Стоит отметить, что депутат Госдумы Рита Чистоходова (избранная от Коми) уже три года стучится во все двери, пытаясь привлечь внимание правоохранительных органов к происходящему. Она обращалась и к Генеральному прокурору РФ Юрию Скуратову, когда он еще не был бывшим, и к нынешнему премьер-министру Евгению Примакову. Но, по ее выражению, она постоянно "натыкается на какую-то непреодолимую стену". До Генеральной прокуратуры и Верховного суда уголовное дело по "нефти" никак не может дойти. То оно "плесневеет" в Архангельске, а сейчас - передано в прокуратуру г. Соликамска Пермской области. Горькая ирония заключается в том, что в деле фигурируют такие города, как Вена, Копенгаген, Лондон, Люксембург, а также государство Израиль. А как туда могут выехать бедные надзирающие прокуроры из Соликамска? "У них до Перми-то доехать - и то денег нет", - говорит Юрий Щекочихин. Так что - депутат и журналист теперь тоже стучится во все двери. В конце прошлого года, например, он получил ответ от первого заместителя генпрокурора Юрия Чайки, в котором было сказано, что "Генпрокуратурой материалы дела изучены, решение о прекращении дела отменено... Организация дополнительного расследования поручена прокурору Пермской области". А тот "отфутболил" его в прокуратуру г. Соликамска. Чувствуете непробиваемую систему?

Комиссия по борьбе с коррупцией в органах госвласти будет добиваться передачи этого дела в Москву. Она также решила предложить секретарю Совета Безопасности РФ Николаю Бордюже создать Комиссию по комплексной проверке использования бюджетных и других средств в Республике Коми, так как в его силах задействовать и ФСБ, и МВД, и другие органы. Одно вызывает сомнение: как будет действовать Николай Бордюжа, возглавляющий одновременно администрацию Президента РФ, если вдруг работа данной Комиссии столкнется с интересами семьи Ельцина?

Виталий Попов


В оглавление | К следующей статье =>