Важнейшим элементом обеспечения национальной безопасности
является эффективная деятельность спецслужб под жестким
общественным контролем.
Необходимо покончить с практикой нарушения спецслужбами
прав человека во имя самостоятельно интерпретируемых
ими «государственных» интересов, а также с практикой
обслуживания спецслужбами интересов правящих элит. Спецслужбы
должны избавиться от репутации «карающего меча» в руках
государства, разящего без разбора правых и виноватых.
Мы категорически против воссоздания КГБ или иного ему
подобного «монстра».
Создание сильных спецслужб для нас – это адаптация
к новым вызовам безопасности и к высоким требованиям
защиты прав гражданина. В демократическом обществе спецслужбы
призваны исполнять важную функцию: противодействовать
любым угрозам демократическому устройству общества,
демократическому строю государства, национальной безопасности,
бороться со шпионажем, терроризмом и подрывной деятельностью,
с деятельностью агентов иностранных держав. Количество
таких угроз в современном мире возрастает.
Однако, занимаясь построением сильных спецслужб, наше
государство должно разрешить проблему, с которой сталкиваются
все демократические общества: практически неизбежно
возникает противоречие между правом общества на безопасность
и защиту демократического строя и правами личности.
В обществе должен существовать консенсус по поводу того,
что деятельность спецслужб может ограничивать права
человека исключительно тогда, когда существует угроза
высшим интересам общества. Но и в этом случае абсолютно
недопустимы такие нарушения прав человека, как нанесение
физического ущерба, пытки и т.д. Методы деятельности
российских спецслужб не должны противоречить Европейской
конвенции по правам человека, к которой присоединилась
Россия.
Гражданский контроль, тем не менее, не должен мешать
исполнять возложенные на спецслужбы задачи. Закон в
равной степени должен предусматривать как возможность
отказа в предоставлении информации, разглашение которой
нанесет ущерб интересам национальной безопасности, информации
о конкретных методах добывания данных, информации о
сотрудниках спецслужб, так и особый механизм предоставления
доступа к этой информации.
Таким образом, мы предлагаем следующие меры:
1. Создание системы гражданского контроля над спецслужбами.
Спецслужбы должны действовать исключительно в интересах
общества, а не в ведомственных или «государственных»
интересах. Внутриведомственный контроль не обеспечивает
гласности и не предоставляет пострадавшим возможности
для защиты своих прав. Спецслужбы должны нести ответственность
за соответствие своих действий относящемуся к ним законодательству.
Поэтому необходимо поставить их под жесткий гражданский
контроль, осуществляемый исполнительной, законодательной
и судебной властями, что подразумевает:
• Контроль исполнительной власти – Президент и Совет
Безопасности должны утверждать все важнейшие секретные
операции, проводимые спецслужбами, и следить за их реализацией.
Все спецслужбы России должны подчиняться главе Правительства,
который должен имееть доступ к любой необходимой информации,
а также получать ежегодные отчеты о результатах деятельности
спецслужб. Премьер-министр должен ежегодно представлять
Парламенту доклад о деятельности спецслужб внутри страны.
• Контроль законодательной власти – Парламент должен
разработать четкие законодательные рамки деятельности
спецслужб, установив, какие виды их деятельности, ущемляющие
права человека, допустимы и при каких условиях, а также
разработать гарантии против злоупотреблений. Бюджет
спецслужб должен утверждаться лишь вместе с отчетом
о расходовании средств за предыдущий год. Счетная палата
должна иметь право контролировать финансовую деятельность
спецслужб. Должна быть создана особая парламентская
Комиссия по разведке и безопасности в ограниченном составе
(5–9 человек). Закон должен предусмотреть обязанность
глав спецслужб предоставлять Комиссии всю необходимую
информацию для подготовки ежегодного доклада Парламенту.
• Контроль судебной власти – в виде полномочий на выдачу
санкций на проведение специализированных действий в
отношении граждан. Особый судебный орган по делам спецслужб
должен заниматься расследованиями жалоб граждан и обращений
Уполномоченного по правам человека по поводу действий
спецслужб и выяснять, не вышли ли действия спецслужб
за пределы полномочий, установленных законом. Граждане
должны обладать возможностью обжаловать в суде (а не
в вышестоящих инстанциях того же ФСБ, как сейчас) неправомерные,
по их мнению, действия спецслужб в их отношении, в связи
с чем суды должны получать всю необходимую информацию
от спецслужб в ходе проведения разбирательства.
• Уполномоченный по правам человека должен иметь доступ
к информации спецслужб при проведении расследований
нарушений прав человека.
• Каждый гражданин должен иметь предусмотренную законом
возможность доступа к собранной внутренними спецслужбами
информации, за исключением той, раскрытие которой запрещено
законом, как наносящее ущерб интересам национальной
безопасности.
2. Оптимизацию системы спецслужб, для чего
необходимо:
• Сократить число спецслужб и увеличить их финансирование
за счет высвободившихся средств. Такая система представляется,
во-первых, слишком дорогостоящей для федерального бюджета.
Во-вторых, каждая из многочисленных спецслужб стремится
расширить область своей ответственности, чтобы оправдать
свое существование. Это ведет к конкуренции между спецслужбами
и дублированию их функций. Кроме того, чем больше спецслужб,
тем труднее и дороже контролировать их деятельность.
• Преобразовать полувоенную организацию спецслужб в
гражданскую.
• Избегать расширительного толкования понятия «защита
национальной безопасности», которое должно означать
противодействие явным и прямым угрозам демократическому
строю и гражданскому обществу.
• Законодательно определить исчерпывающий список задач,
решаемых каждой из спецслужб, не допускать произвольного
расширения предоставленного им мандата (границы которого
сегодня начинают простираться от борьбы с политическим
экстремизмом до борьбы за собираемость налогов и предотвращения
«утечек» неудобной правительству информации).
3. Четкое определение полномочий спецслужб,
для чего:
• Изъять из сферы ведения спецслужб полномочия, несовместимые
с демократическим устройством общества и международными
обязательствами России в области прав человека. Деятельность
спецслужб должна ограничиваться сбором и обработкой
информации. Они не должны заниматься поддержанием общественного
порядка, проведением следственных действий в отношении
граждан; не должны иметь права на арест и содержание
под стражей граждан (не должно существовать никаких
отдельных следственных изоляторов ФСБ).
• Принять специальный федеральный закон, регулирующий
практику прослушивания телефонных разговоров, а также
визуального слежения за деятельностью граждан. В законе
необходимо установить:
– обязательность предварительного судебного решения
на проведение подобных действий в отношении граждан;
– требование к спецслужбам предоставлять убедительные
доказательства в пользу того, что подобные действия
отвечают требованиям национальной безопасности, а полученная
таким образом информация никак не может быть получена
иным способом;
– обязанность спецслужб информировать лицо, чьи телефонные
разговоры стали объектом прослушивания, о факте прослушивания
после его завершения;
– ограниченность действия во времени (не более трех
месяцев) разрешения на проведение прослушивания и слежения
за гражданами.