Государство должно признать в качестве одной из важнейших
целей и обязанностей достижение и поддержание как можно
более высокого и стабильного уровня занятости, имея
в виду достижение полной занятости. Важнейшими обязанностями
государства также являются обеспечение эффективной защиты
права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно
избранным трудом, что подразумевает ликвидацию дискриминации
в сфере труда и запрет принудительного труда.
«ЯБЛОКО» считает крайне важным ратификацию Европейской
социальной хартии и претворение ее норм в жизнь. Также
необходимо ратифицировать и следующие конвенции Международной
организации труда:
• О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности
предприятия.
• О работе в условиях неполного рабочего времени.
• Об установлении минимальной заработной платы.
• О надомном труде.
• О частных агентствах занятости.
• О трехсторонних консультациях.
• Об основных целях и нормах социальной политики.
• О регулировании вопросов труда.
• О содействии занятости и защите от безработицы.
На сегодня в нашей стране не создан полноценный рынок
труда, который может обеспечить перелив рабочей силы
с неэффективных на более эффективные предприятия, стимулировать
рост квалификации работников, обеспечив им достойный
и стабильный заработок.
Основной проблемой социально-трудовых отношений в
России является не столько проблема безработицы, которая,
за исключением скрытой, относительно невелика, сколько
проблема низкого уровня оплаты труда в целом и наличие
огромного размера теневой занятости. Большой проблемой
является также социально-правовая незащищенность работника,
особенно в условиях работы без заключения трудового
договора, что распространено довольно широко.
Только с помощью сильных профсоюзов работники могут
отстаивать свои права. Именно сильные профсоюзы могут
обеспечить контроль за условиями труда, в т.ч. за уровнем
заработной платы. В процессе переговоров с работодателями
или ассоциациями работодателей и должен достигаться
баланс интересов работника и работодателя. К сожалению,
законодательно оформленные ассоциации работодателей
в нашей стране до сих пор отсутствуют, а независимые
профсоюзы в целом слабы. Поэтому в этих условиях достижению
баланса интересов работника и работодателя должно способствовать
государство с помощью активной политики занятости.
Именно «ЯБЛОКО» заложило законодательные основы социального
партнерства в нашей стране, разработав и проведя через
Думу законы «О коллективных договорах и соглашениях»
и «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
Мы также активно участвовали в выработке согласованного
варианта нового Трудового кодекса в 2001 году. Необходимо
воплотить в жизнь следующие положения:
1. Установление в Кодексе процедуры поэтапного
повышения минимальной зарплаты (МРОТ) до прожиточного
минимума.
2. Обеспечение в случае задержки зарплаты возмещения
работодателем работнику неполученных доходов в соответствии
с гражданским правом. Другими словами, задержка
зарплаты должна рассматриваться как кредит, выданный
работниками работодателю по 1/300 ставки рефинансирования
за каждый день задержки. Такое возмещение, однако, не
должно освобождать работодателя от административной
ответственности.
3. Безусловное сохранение основных социальных гарантий
работникам: оплачиваемый отпуск (от 4 недель до
60 дней), отпуск по уходу за ребенком, больничные, льготы
для женщин с детьми и инвалидов. В случае заболевания
в течение отпуска обеспечить право в дальнейшем взять
столько дней отпуска, чтобы оплачиваемый отпуск составил
4 недели. Отпуск не может быть заменен выплатой компенсации,
у работника не может быть возможности отказаться от
своего ежегодного отпуска. При этом вводится материальная
ответственность работодателя за нарушение законодательства
о труде и охране труда.
4. Недопущение выплаты заработной платы в натуральной
форме.
5. Защита прав малых профсоюзов, обеспечение их
участия в трехсторонних государственных комиссиях и
государственной политике занятости.
6. Четкое, недвусмысленное определение взаимных
обязательств сторон трудового договора, обязательность
заключения письменного трудового договора и ответственности
работодателя за незаключение трудового договора в письменной
форме. В случаях, когда работодатель не заключил письменный
договор, Кодекс должен гарантировать работнику защиту
его прав. Не допускать перехода на такие срочные трудовые
договоры, которые продлеваются исключительно по прихоти
работодателя.
7. Установление ответственности за расторжение
в одностороннем порядке срочных трудовых договоров
как работником, так и работодателем (такая мера будет
удерживать и работодателя, и работника от заключения
срочных трудовых договоров в ситуациях, не оправданных
производственными факторами).
8. Четкое определение основания заключения срочных
трудовых договоров, ограничение их применения, установление
дополнительных требований к их содержанию.
9. Включение в Трудовой кодекс норм, учитывающих
специфику условий труда на малых предприятиях.
10. Введение эффективной взаимной ответственности
сторон трудового договора за его нарушение. Разграничение
ответственности работодателя за нарушение трудового
законодательства между организацией, должностными лицами
и собственниками организации работодателя.
11. Обеспечение 100-процентной оплаты простоя по
вине работодателя и 2-кратной оплаты сверхурочных.
12. Установление закрытого переченя случаев, когда
возможно увольнение по инициативе работодателя.
13. Правовое обеспечение участия трудящихся в управлении
предприятиями, не выполняющими своих обязательств
перед работниками.
14. Введение системы трудовых судов для обеспечения
контроля за исполнением трудового законодательства и
коллективными договорами и соглашениями.
15. Защита неосвобожденных профсоюзных деятелей
от необоснованного увольнения. Недопустимое финансирование
профсоюзов работодателями (иначе они теряют свою независимость).
То есть оплата труда профсоюзных работников должна финансироваться
исключительно профсоюзом.
Помимо политики занятости, государство должно решительно
бороться с безработицей, для чего необходимы:
• четкое разграничение ответственности различных уровней
власти, работодателей и профсоюзов за реализацию политики
занятости, четкое определение функций и задач Министерства
труда и социального развития;
• переход в определении уровня безработицы к методикам
Международной организации труда (МОТ);
• повышение доли расходов на программы занятости в перспективе
до 1% валового внутреннего продукта, восстановление
государственного Фонда занятости в виде целевого бюджетного
фонда и финансирование за счет налоговых и неналоговых
доходов федерального бюджета (для недопущения повышения
ЕСН), концентрация средств Фонда на приоритетных направлениях,
прозрачное и рациональное использование его средств;
• повышение пособий по безработице с введением графика
их снижения в случае отказа безработного от предоставляемой
работы;
• введение ответственности работодателя за трудоустройство
работников в случае сокращения рабочих мест по инициативе
работодателя;
• развитие переподготовки и повышения квалификации в
соответствии с потребностями структурной перестройки
экономики;
• восстановление системы профессионального обучения
на базе ПТУ и СПТУ;
• бесплатное предоставление услуг по поиску рабочих
мест как работникам, так и работодателям (в соответствии
с требованиями Европейской социальной хартии);
• создание фондов для выдачи кредитов безработным на
открытие собственного дела;
• развитие системы общественных работ в регионах с высокой
хронической безработицей – республики Северного Кавказа
и Южной Сибири, Ивановская, Кировская, Костромская обл.
и др.