В 1985 г. внешний долг СССР составлял всего 35 млрд
долл. Однако затем начался бурный рост долга, вызванный
финансированием дефицита союзного бюджета за счет внешних
займов, бездарным признанием СССР и затем Россией «долгов»
перед странами Восточной Европы (по нереальному курсу
переводного рубля к доллару 1:1), коммерческой задолженности
и т.д. Кризис 17 августа 1998 г. серьезно обострил проблему.
Статья «Обслуживание внешнего долга» стала крупнейшей
в бюджете, а в 2001—2004 гг. наша страна должна ежегодно
выплачивать по 14—18 млрд долл.
Мы считаем, что такая тяжелая ситуация сложилась в
основном из-за непрозрачности механизма внешних заимствований.
Эта сфера до последнего времени остается самой закрытой
не только от общественности, но даже от Парламента.
А закрытость ведет не только к принятию катастрофически
ошибочных решений, но и к злоупотреблениям: внешние
заимствования осуществлялись бессистемно, под решение
краткосрочных задач, отличались политизированностью
(«реструктуризации» под президентские выборы и т.д.).
Вторая причина – это нецелевое использование и прямое
разворовывание в сфере внешних заимствований (двойная
проплата сумм задолженности, проплата несуществующих
контрактов, завышение цен продукции, поставляемой по
связанным кредитам, невозврат средств, выданных под
гарантии Правительства РФ, направление кредитов на оплату
иностранных консультантов и т.д.). В ряде ситуаций имел
место прямой сговор иностранных кредиторов с коррумпированными
российскими чиновниками.
Третья причина – ошибки бюджетной политики: накопление
бюджетного дефицита до 1998 г. и его финансирование
через механизм ГКО по завышенным процентам.
Стратегическая цель реформы системы управления государственным
долгом – обеспечить оптимальный баланс между потребностью
страны в кредитных ресурсах и возможностью страны обслуживать
кредиты. Структура долга должна быть оптимальна для
реального сектора экономики, что позволит снизить макроэкономические
риски и привлечь в нашу страну как иностранных инвесторов,
так и сбежавшие российские капиталы.
«ЯБЛОКО» с начала 1990-х гг. предупреждало об опасности
построения пирамиды долга, всегда боролось за усиление
открытости и прозрачности в сфере внешних заимствований.
Разработанный «ЯБЛОКОМ» Бюджетный кодекс обязал Правительство
вести Государственную долговую книгу с регистрацией
всей задолженности и представлять в Думу вместе с проектом
бюджета Программу внешних заимствований, проект структуры
внешнего долга и все международные договоры по долгам.
У нас есть опыт решения данной проблемы и на региональном
уровне – в результате проведенной в 1998 г. реструктуризации
внешнего долга С.-Петербурга нам удалось сэкономить
100 млн долл., а в период кризиса 17 августа 1998 г.
город был единственным устойчивым заемщиком в России.
«ЯБЛОКО» предлагает:
1. Обеспечить прозрачность привлечения и использования
внешних займов путем:
• исключения из внешнего долга всех «пустых» обязательств
и договоренностей о списании долгов, не подтвержденных
юридически или имеющих зыбкие юридические обоснования;
• создания единой системы учета и регистрации государственных
заимствований, единого методологического подхода к учету
и инвентаризации долга (требование Бюджетного кодекса,
которое не в полной мере выполняется Минфином);
• аккуратного ведения Государственной долговой книги
РФ, регистрации в ней всей задолженности, в т.ч. бывшего
СССР;
• ужесточения ответственности в сфере привлечения и
использования иностранных займов, в том числе за сокрытие
информации.
2. Изменить механизм контроля за привлечением и
использованием внешних займов:
• вскрыть факты нецелевого использования средств и
привлечь виновных к административной и уголовной ответственности;
• дать поручение спецслужбам России начать поиск в сотрудничестве
с международными организациями и международным банковским
сообществом нелегально переведенных на Запад средств
ранее привлеченных займов;
• требовать возврата средств в федеральный бюджет по
кредитам, выданным под гарантии Правительства РФ;
• исключить из объема внешнего долга РФ коммерческую
задолженность внешнеэкономических объединений в случае,
если долг образовался с нарушением правовых норм или
вследствие неудовлетворительной работы самого объединения;
• использовать факты сговора иностранных кредиторов
при разворовывании кредитов, а также факты завышения
цены продукции по связанным кредитам на переговорах
по списанию задолженности.
3. Создать гибкий механизм оперативного управления
внешним долгом:
• провести переговоры с бывшими странами СЭВ о списании
долга СССР, образовавшегося в результате искаженных
цен внутри бывшего СЭВ;
• использовать колебания курсов валют для манипулирования
объемами задолженности, выраженной в разных валютах;
• использовать нестандартные механизмы сокращения долга
(списание под проведение экологических и природоохранных
мероприятий, под сокращение химического и ядерного оружия
и т.д.);
• в ряде случаев выкупать собственные долговые обязательства
на вторичном рынке по цене ниже номинала;
• на период 2003–2005 гг. отказаться от привлечения
новых займов, за исключением минимально необходимого
рефинансирования обязательств, и привлечения займов
на стратегические инвестиционные проекты от МБРР и ЕБРР;
• использовать механизмы обмена долгов стран «третьего
мира» бывшему СССР на задолженность России.
4. Повысить скоординированность бюджетной политики
и политики внешних заимствований.
5. Прекратить двусмысленную практику закулисных
договоренностей и фактическое списание долга некоторых
стран России под зыбкие политические обязательства
(как в случае с газовыми долгами Украины). Разработать
четкую программу возврата или конверсии в собственность
России долгов стран–членов СНГ, программу возврата или
конверсии долгов других стран перед Россией (долги бывшему
СССР).