[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Решение проблемы внешнего долга

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

В 1985 г. внешний долг СССР составлял всего 35 млрд долл. Однако затем начался бурный рост долга, вызванный финансированием дефицита союзного бюджета за счет внешних займов, бездарным признанием СССР и затем Россией «долгов» перед странами Восточной Европы (по нереальному курсу переводного рубля к доллару 1:1), коммерческой задолженности и т.д. Кризис 17 августа 1998 г. серьезно обострил проблему. Статья «Обслуживание внешнего долга» стала крупнейшей в бюджете, а в 2001—2004 гг. наша страна должна ежегодно выплачивать по 14—18 млрд долл.

Мы считаем, что такая тяжелая ситуация сложилась в основном из-за непрозрачности механизма внешних заимствований. Эта сфера до последнего времени остается самой закрытой не только от общественности, но даже от Парламента. А закрытость ведет не только к принятию катастрофически ошибочных решений, но и к злоупотреблениям: внешние заимствования осуществлялись бессистемно, под решение краткосрочных задач, отличались политизированностью («реструктуризации» под президентские выборы и т.д.).

Вторая причина – это нецелевое использование и прямое разворовывание в сфере внешних заимствований (двойная проплата сумм задолженности, проплата несуществующих контрактов, завышение цен продукции, поставляемой по связанным кредитам, невозврат средств, выданных под гарантии Правительства РФ, направление кредитов на оплату иностранных консультантов и т.д.). В ряде ситуаций имел место прямой сговор иностранных кредиторов с коррумпированными российскими чиновниками.

Третья причина – ошибки бюджетной политики: накопление бюджетного дефицита до 1998 г. и его финансирование через механизм ГКО по завышенным процентам.

Стратегическая цель реформы системы управления государственным долгом – обеспечить оптимальный баланс между потребностью страны в кредитных ресурсах и возможностью страны обслуживать кредиты. Структура долга должна быть оптимальна для реального сектора экономики, что позволит снизить макроэкономические риски и привлечь в нашу страну как иностранных инвесторов, так и сбежавшие российские капиталы.

«ЯБЛОКО» с начала 1990-х гг. предупреждало об опасности построения пирамиды долга, всегда боролось за усиление открытости и прозрачности в сфере внешних заимствований. Разработанный «ЯБЛОКОМ» Бюджетный кодекс обязал Правительство вести Государственную долговую книгу с регистрацией всей задолженности и представлять в Думу вместе с проектом бюджета Программу внешних заимствований, проект структуры внешнего долга и все международные договоры по долгам. У нас есть опыт решения данной проблемы и на региональном уровне – в результате проведенной в 1998 г. реструктуризации внешнего долга С.-Петербурга нам удалось сэкономить 100 млн долл., а в период кризиса 17 августа 1998 г. город был единственным устойчивым заемщиком в России.

«ЯБЛОКО» предлагает:

1. Обеспечить прозрачность привлечения и использования внешних займов путем:

• исключения из внешнего долга всех «пустых» обязательств и договоренностей о списании долгов, не подтвержденных юридически или имеющих зыбкие юридические обоснования;
• создания единой системы учета и регистрации государственных заимствований, единого методологического подхода к учету и инвентаризации долга (требование Бюджетного кодекса, которое не в полной мере выполняется Минфином);
• аккуратного ведения Государственной долговой книги РФ, регистрации в ней всей задолженности, в т.ч. бывшего СССР;
• ужесточения ответственности в сфере привлечения и использования иностранных займов, в том числе за сокрытие информации.

2. Изменить механизм контроля за привлечением и использованием внешних займов:

• вскрыть факты нецелевого использования средств и привлечь виновных к административной и уголовной ответственности;
• дать поручение спецслужбам России начать поиск в сотрудничестве с международными организациями и международным банковским сообществом нелегально переведенных на Запад средств ранее привлеченных займов;
• требовать возврата средств в федеральный бюджет по кредитам, выданным под гарантии Правительства РФ;
• исключить из объема внешнего долга РФ коммерческую задолженность внешнеэкономических объединений в случае, если долг образовался с нарушением правовых норм или вследствие неудовлетворительной работы самого объединения;
• использовать факты сговора иностранных кредиторов при разворовывании кредитов, а также факты завышения цены продукции по связанным кредитам на переговорах по списанию задолженности.

3. Создать гибкий механизм оперативного управления внешним долгом:

• провести переговоры с бывшими странами СЭВ о списании долга СССР, образовавшегося в результате искаженных цен внутри бывшего СЭВ;
• использовать колебания курсов валют для манипулирования объемами задолженности, выраженной в разных валютах;
• использовать нестандартные механизмы сокращения долга (списание под проведение экологических и природоохранных мероприятий, под сокращение химического и ядерного оружия и т.д.);
• в ряде случаев выкупать собственные долговые обязательства на вторичном рынке по цене ниже номинала;
• на период 2003–2005 гг. отказаться от привлечения новых займов, за исключением минимально необходимого рефинансирования обязательств, и привлечения займов на стратегические инвестиционные проекты от МБРР и ЕБРР;
• использовать механизмы обмена долгов стран «третьего мира» бывшему СССР на задолженность России.

4. Повысить скоординированность бюджетной политики и политики внешних заимствований.

5. Прекратить двусмысленную практику закулисных договоренностей и фактическое списание долга некоторых стран России под зыбкие политические обязательства (как в случае с газовыми долгами Украины). Разработать четкую программу возврата или конверсии в собственность России долгов стран–членов СНГ, программу возврата или конверсии долгов других стран перед Россией (долги бывшему СССР).

Активная промышленная и структурная политика
Оглавление
Дебюрократизация экономики и поддержка малого бизнеса


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]