Обеспечение достаточного уровня финансирования по разделам расходов
федерального бюджета: «Национальная оборона», «Военная реформа»,
«Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных
договоров»
При обсуждении проектов федеральных бюджетов на 1994–2003 годы
депутатами фракции «ЯБЛОКО» были внесены поправки, направленные
на увеличение расходов на проведение научно-исследовательских
работ по созданию новых перспективных образцов вооружения и военной
техники, особенно для стратегических ядерных сил (СЯС). Значительная
часть этих поправок была принята Государственной Думой.
Кроме того, были разработаны поправки, направленные на улучшение
материального положения военнослужащих и военных пенсионеров,
обеспечения их жильем и других вопросов жизни и деятельности Вооруженных
Сил Российской Федерации. Так например, при обсуждении всех бюджетов,
начиная с 1998 года, были предложены законодательные инициативы,
направленные на открытие ряда статей расходов на национальную
оборону, представленные Правительством РФ в закрытом виде. Налогоплательщики
имеют право знать конкретно, на какие цели расходуются государственные
средства. Излишняя секретность ведет к ограничению возможностей
осуществления гражданского контроля за деятельностью военных организаций.
Эти поправки были приняты Государственной Думой и целевые статьи
по подразделу «Содержание Вооруженных Сил» стали открытыми.
При обсуждении федеральных бюджетов А. Арбатовым предлагались
поправки, направленные на увеличение расходов на утилизацию атомных
подводных лодок, выведенных из боевого состава ВМФ.
Узким местом боеготовности ВС РФ является то, что около 80%
вооружения и военной техники, находящихся в эксплуатации, уже
выработали свои гарантийные сроки хранения или выработают их в
ближайшие 1–2 года. Это вызвано тем, что в последние годы большая
часть средств, выделяемых по разделу федерального бюджета, шли
на обеспечение содержания ВС, а закупки вооружения и военной техники
и НИОКР финансировались по остаточному принципу на уровне 30–40%
от запланированного. Такое финансирование привело к значительному
отставанию наших средств ведения вооруженной борьбы обычными средствами
от аналогичных образцов развитых стран, а в целом оно находится
на уровне 20–25% затрат на «Национальную оборону». Сейчас на вооружении
российской армии находятся в основном средства, произведенные
10–15 лет назад. Не находят развития средства высокоточного поражения
объектов противника.
В связи с этим при обсуждении федеральных бюджетов А. Арбатовым
предлагалось изменить структуру оборонных расходов таким образом,
чтобы соотношение между затратами на содержание Вооруженных Сил
и инвестиционными затратами (на НИОКР, закупки В и ВТ, капитальное
строительство) составляло не 75:25, а хотя бы 60:40.
В итоге всех усилий в федеральном бюджете на 2003 год такое
соотношение составляет 65:35.
При рассмотрении проекта федерального бюджета на 2003 год депутатами
от фракции «ЯБЛОКО» А. Арбатовым, И. Артемьевым и С. Иваненко
были внесены следующие поправки, направленные на:
• увеличение расходов на национальную оборону на 7848000,0 тыс.
рублей (на перевод РВСН, ВКС, стратегической авиации, подводного
флота, ВДВ, 12 ГУ МО, спецвойск МО на контрактный метод формирования);
• увеличение расходов на органы пограничной службы на 300000,0
тыс. рублей (на увеличение расходов на обустройство границы на
Северном Кавказе);
• увеличение расходов на утилизацию и ликвидацию вооружений на
1500000,0 тыс. рублей (на увеличение расходов на утилизацию атомных
подводных лодок);
• увеличение расходов на военную реформу на 3500000,0 тыс. рублей
(на увеличение расходов на выплату выходного пособия увольняемым
военнослужащим).
Однако проправительственным большинством Государственной Думы
эти поправки были отклонены.
В альтернативных бюджетах на 2002–2003 годы фракция «ЯБЛОКО»
предлагала:
1. Увеличение расходов по разделу «Национальная оборона» до
уровня 3,5% от ВВП с целью повышения:
• денежного довольствия военнослужащих с целью доведения его
уровня до уровня федеральных государственных служащих;
• денежного довольствия военнослужащих рядового и сержантского
состава, проходящих военную службу по контракту, с целью увеличения
привлекательности военной службы как одного из шагов по переходу
на контрактный метод формирования Вооруженных Сил РФ;
• расходов на продовольственное обеспечение военнослужащих с целью
их полного обеспечения этим видом довольствия;
• расходов на оплату и хранение специального топлива и горюче-смазочных
материалов с целью обеспечения полномасштабной боевой подготовки
войск;
• расходов на НИОКР, закупки техники вооружения и военной, ремонт
техники вооружения и военной и капитальное строительство с целью
обеспечения постепенного перехода к соотношению между расходами
на содержание ВС и инвестиционными расходами от 70:30 к 55:45.
Предлагаемое увеличение в бюджете 2002 года позволило бы обеспечить
такое соотношение в размере 65:35.
2. Увеличение расходов по разделу «Утилизация и ликвидация вооружений,
включая выполнение международных договоров» с целью направления
их на подраздел «Утилизация и ликвидация вооружений, исключая
международные договоры» в части затрат на утилизацию ядерных энергетических
установок, вывод из эксплуатации ядерных и радиационно-опасных
объектов, капитальное строительство хранилищ радиоактивных отходов.
Это позволит осуществлять более быстрый вывод из состава ВМФ списанных
атомных подводных лодок.
3. Увеличение расходов по разделу «Военная реформа» с целью
направления их на обеспечение всех увольняемых с военной службы
выходными пособиями в полном объеме и на профессиональную переподготовку
этой категории граждан.
4. Увеличение расходов по разделу «Правоохранительная деятельность
и обеспечение безопасности государства» с целью направления их
на обеспечение органов пограничной службы с целью повышения укомплектованности
ФПС вооружением и военной техникой, а также обустройства границы
с Казахстаном.