|
Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном
положении»
Инициатор – Президент РФ
Опубликован 2 июня 2001 г.
|
В соответствии с частью второй статьи 56 Конституции Российской
Федерации чрезвычайное положение на территории Российской Федерации
и в отдельных ее местностях может вводится при наличии обстоятельств
и в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Действовавший до последнего времени Закон РСФСР «О чрезвычайном
положении» во многом не соответствует Конституции Российской Федерации,
и при практическом применении показал свою недостаточную эффективность
(на примере чрезвычайного положения на части территории Республики
Северная Осетия – Алания и Ингушской Республики).
Закон дает определение понятия «чрезвычайное положение» и цели
введения чрезвычайного положения, определены условия, основания
и порядок введения чрезвычайного положения, меры и временные ограничения,
применяемые в условиях чрезвычайного положения, силы и средства,
привлекаемые для обеспечения режима чрезвычайного положения, органы
особого управления, создаваемые на период чрезвычайного положения,
гарантии прав граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного
положения.
Однако некоторые положения принятого закона противоречат Конституции
РФ.
В частности, к ним можно отнести следующее положение законопроекта:
«приостановление деятельности политических партий и иных общественных
объединений, которые препятствуют нормализации обстановки»
Что можно понимать под определением «препятствуют нормализации
обстановки»?
Под данную формулировку можно приостановить деятельность любой
партии и общественного объединения, которые будут выступать против
конкретных методов нормализации обстановки.
Поэтому депутатом от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатовым в законопроект
перед вторым чтением была внесена поправка, которая уточняла это
положение законопроекта следующим образом: «приостановление или
запрещение деятельности политических партий и иных общественных
объединений, которые участвуют:
• в попытках захвата или присвоения власти, насильственного
изменения государственного строя;
• в террористических актах, блокаде отдельных местностей;
• в массовых беспорядках;»
Такая формулировка давала бы более четкое юридическое определения
случая, когда можно приостанавливать или запрещать деятельность
политических партий в условиях чрезвычайного положения. Однако,
такая поправка принята не была.
Несмотря на это фракция «ЯБЛОКО» поддержала принятие Федерального
конституционного закона «О чрезвычайном положении», так как его
отсутствие в современных условиях может привести к ухудшению внутренней
обстановки в Российской Федерации, особенно в условиях продолжения
операции в Чеченской Республике.
Итоги голосования фракций (в %)
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
73,7
|
93,3
|
90,9
|
14,1
|
95,2
|
100
|
86,7
|
94,9
|
11,9
|
"против"
|
0
|
0
|
0
|
3,5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
7,1
|
|
Федеральный закон «Об изменении, дополнении и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации».
Инициатор – Президент РФ
Опубликован 1 июля 2003 г.
|
Проект федерального закона «Об изменении, дополнении и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»
направлен на создание законодательных основ реформирования государственного
управления в сферах выявления, предупреждения и пресечения налоговых
преступлений и правонарушений, противодействия незаконному обороту
наркотических средств и психотропных веществ, защиты и охраны
Государственной границы Российской Федерации, а также в сфере
обеспечения безопасности специальной связи и информации.
Соответствующие изменения, касающиеся деятельности реформируемых
федеральных органов исполнительной власти, вносятся в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях, в Закон Российской Федерации
от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской
Федерации», в Федеральный закон от 3 апреля 1995г. № 40-ФЗ «Об
органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»
и в ряд других законодательных актов Российской Федерации.
Основные изменения, которые предусматриваются законом:
• Федеральная пограничная служба передается в подчинение Федеральной
службе безопасности;
• Федеральное агентство правительственной связи и информации ликвидируется,
а его функции передаются Федеральной службе безопасности (ФСБ)
и Министерству обороны;
• Федеральная служба налоговой полиции ликвидируется, ее функции
будут переданы органам Министерства внутренних дел;
• на основе Федеральной службы налоговой полиции создается федеральный
орган по борьбе с распространением наркотиков.
Фракция «ЯБЛОКО» считает, что передача Федеральной пограничной
службы в подчинение ФСБ может привести к ухудшению выполнения
пограничниками функций по охране государственной границы и морских
биоресурсов, так как вполне вероятно, что для Федеральной службы
безопасности эти задачи будут иметь как бы второстепенную роль.
В то же время надо учитывать, что протяженность сухопутной государственной
границы Российской Федерации даже больше, чем была протяженность
сухопутной государственной границы СССР, однако большая ее часть
не оборудована никакими техническими средствами. Кроме того, функции
по охране морских биоресурсов пограничной службе были переданы
уже после развала Советского Союза и таким образом задачи пограничной
службы Российской Федерации стали больше, чем они были у пограничных
войск СССР, когда они подчинялись Комитету государственной безопасности.
Фракция «ЯБЛОКО» не поддержала принятие законопроекта.
Голосование фракций (%)
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
0
|
98,1
|
87,5
|
86,7
|
97,6
|
100
|
97,9
|
98,1
|
90.7
|
"против"
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|