|
Федеральный конституционный закон «О военном положении»
Инициатор – Президент РФ
Опубликован 2 февраля 2002 г.
|
На рассмотрение Государственной Думы было представлено два альтернативных
проекта федерального конституционного закона «О военном положении»:
внесенный Президентом Российской Федерации и внесенный депутатами
Государственной Думы Э.А. Воробьевым, В.В. Похмелкиным и С.Н.
Юшенковым. Вариант, внесенный Президентом Российской Федерации
юридически был более качественно проработан, поэтому авторы второго
законопроекта сняли свой проект с рассмотрения. Основным недостатком
этого законопроекта было то, что в нем определение агрессии было
значительно заужено и не соответствовало нормам международного
права, в частности Резолюции, принятой XXIX сессией Генеральной
Ассамблеи ООН, «Определение агрессии» от 14 декабря 1974 года.
В соответствии с этой резолюцией агрессией является применение
вооруженной силы государства против суверенитета, территориальной
неприкосновенности или политической независимости другого государства,
или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. В
Резолюции определены действия, которые независимо от объявления
войны будут квалифицироваться в качестве акта агрессии. Законопроект,
внесенный Президентом Российской Федерации полностью соответствует
Резолюции, принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН, «Определение
агрессии» от 14 декабря 1974 года.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала принятие законопроекта.
Итоги голосования фракций (в %)
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
94,1
|
100
|
27,8
|
69
|
93,9
|
100
|
91,5
|
96,6
|
74,4
|
"против"
|
0
|
0
|
5,6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2,3
|
|
Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного
довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных
льгот» (в части установления нового порядка расчета денежного
содержания военнослужащих, приведения его к уровню оплаты
труда федеральных государственных служащих, а также отмены
военнослужащим отдельных льгот)
Инициатор – Президент РФ
Опубликован 14 мая 2002 г.
|
Военная реформа, о которой говорят уже десять лет, продолжает
пробуксовывать. За эти годы произошло только сокращение численности
Вооруженных Сил Российской Федерации до уровня 1200 тыс. человек.
Ничего нового не определено в таких основополагающих документах,
как Концепция военного строительства и Военная доктрина. В войска
практически не поступает новое вооружение и военная техника, находящиеся
в войсках вооружение и военная техника физически и морально устарели.
Материальное и социальное положение военнослужащих остается на
крайне низком уровне.
10 апреля 2002 года Государственная Дума приняла проект федерального
закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих
и предоставления им отдельных льгот» в третьем чтении.
15 ноября 2001 года Государственная Дума приняла в первом чтении
проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих
и предоставления им отдельных льгот», внесенный Президентом Российской
Федерации. В основном он был направлен на то, чтобы одновременно
с предполагаемым с 1 июля 2002 года увеличением должностных окладов
военнослужащих и доведением их до уровня должностных окладов федеральных
государственных служащих ликвидировать некоторые дополнительные
выплаты к денежному довольствию военнослужащих, в том числе и
компенсационные выплаты за подоходный налог, а также льготы по
коммунальным услугам и жилью. Кроме того, в законопроекте предлагалось
при расчете пенсий военнослужащих ликвидировать компенсацию за
продовольственный паек.
Таким образом, принятие законопроекта с одной стороны привело
к формальному увеличению окладов военнослужащих, а с другой уменьшило
реальное денежное довольствие за счет других составляющих. С учетом
инфляции материальное положение военнослужащих и военных пенсионеров
практически не улучшилось.
Исходя из того положения, что в соответствии с Конституцией
РФ нормативные акты, приводящие к снижению уровня материального
благосостояния граждан, не должны приниматься, депутаты Государственной
Думы, члены фракции «ЯБЛОКО» – А.Г. Арбатов, В.С. Останин и С.А.
Попов перед вторым чтением этого законопроекта внесли поправки,
направленные на улучшение материального благосостояния военнослужащих
и военных пенсионеров. К этим поправкам относятся:
1. Поправка, направленная на сохранение при расчете военных
пенсий компенсации за продовольственный паек. Цель такой поправки
– дать дополнительный прирост пенсий в размере 400–500 рублей
в месяц.
2. Поправка, направленная на одновременное с федеральными государственными
служащими (и в той же пропорции) повышение размеров денежного
довольствия военнослужащих. Ее цель – сохранить в дальнейшем соответствие
денежного довольствия военнослужащих денежному содержанию федеральных
государственных служащих.
3. Поправка, направленная на введение ежегодной индексации размеров
окладов денежного содержания военнослужащих до 1 апреля каждого
текущего года на разницу между величинами реального уровня инфляции
в предыдущем году и уровня инфляции, установленного законом о
федеральном бюджете на предыдущий год, и до 1 октября – на величину,
равную уровню инфляции, установленному законом о федеральном бюджете
на предыдущий год. Принятие поправки должно было сохранить в какой-то
мере покупательную способность денежного довольствия военнослужащих,
если инфляция превышает запланированный в федеральном бюджете
уровень.
4. Поправка, направленная на предоставление в первоочередном
порядке жилой площади членам семей военнослужащих, погибших (умерших)
военнослужащих, погибших (умерших) военнослужащих (в том случае,
если она не была получена при жизни военнослужащего).
5. Поправка, направленная на повышение окладов по воинскому
званию не с января 2004 года, как предлагает Правительство РФ,
а с 1 января 2003 года.
6. Поправка, направленная на введение денежных компенсаций за
отмену льгот по коммунальным услугам и оплате жилья. Однако их
сохранение в существующем виде ведет к дальнейшему ухудшению обслуживания
жилищного фонда, в том числе и военных городков. Поэтому предлагалось,
помимо повышения денежного довольствия, ввести адресную денежную
компенсацию за отмену этих льгот.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении Государственная
Дума приняла поправки № 1, 2.
В результате этих решений военные пенсионеры получили относительно
крупную прибавку к своей пенсии. Действующие военнослужащие получили
гарантию того, что их денежное довольствие будет приравнено к
денежному содержанию федеральных государственных служащих.
Эти поправки были поддержаны депутатами фракций «ЯБЛОКО» и КПРФ,
Агропромышленной депутатской группой и некоторыми депутатами из
«Народного депутата» и «Регионов России». Против поправок голосовали
депутаты «Единства», «Отечества», ЛДПР и СПС.
Поправки № 3 и 6 были отклонены проправительственным большинством
Государственной Думы. В результате этого решения военнослужащие
были практически лишены права на ежегодную индексацию денежного
довольствия в зависимости от уровня инфляции и денежной компенсации
за отмену льгот за жилье и коммунальные услуги.
Таким образом, значительная часть поправок фракции «ЯБЛОКО»
были приняты Государственной Думой, что позволило значительно
улучшить редакцию законопроекта по сравнению с редакцией, принятой
в первом чтении.
Но, несмотря на эти положительные изменения в законопроекте,
фракция проголосовала против его принятия во втором чтении. Причина
тому – отказ от ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих
в зависимости от уровня инфляции; отказ от денежной компенсации
за отмену льгот по оплате жилья и коммунальных услуг; а также
отказ от компенсации за выплаченный подоходный налог.
Таблица поправок фракции «ЯБЛОКО»
№ п/п
|
Содержание поправки
|
Заключение Комитета по обороне
|
Предложение Правительства РФ
|
Результаты голосования в ГД
|
1.
|
Сохранение при расчете военных пенсий компенсации за продовольственный
паек
|
Поддержать
|
Отклонить
|
Принять поправку
|
2.
|
Одновременное с федеральными государственными служащими
(и в той же пропорции) повышение размеров денежного довольствия
военнослужащих
|
Поддержать
|
Отклонить
|
Принять поправку
|
3.
|
Введение ежегодной индексации размеров окладов денежного
содержания военнослужащих до 1 апреля текущего года на разницу
между величинами реального уровня инфляции в предыдущем
году и уровня инфляции, установленного законом о федеральном
бюджете на предыдущий год, и до 1 октября – на величину,
равную уровню инфляции, установленному законом о федеральном
бюджете на предыдущий год
|
Поддержать
|
Отклонить
|
Отклонить поправку
|
4.
|
Предоставление в первоочередном порядке жилой площади членам
семей военнослужащих, погибших (умерших) военнослужащих
|
Поддержать
|
Поддержать
|
Поддержать поправку
|
5.
|
Повысить размеры окладов по воинскому званию не с января
2004 года, как предлагает Правительство РФ, а с 1 января
2003 года
|
Поддержать
|
Поддержать
|
Поддержать поправку
|
6.
|
Введение денежных компенсаций за отмену льгот по коммунальным
услугам и оплате жилья
|
Поддержать
|
Отклонить
|
Отклонить поправку
|
7.
|
Сохранение при расчете пенсий по случаю потери кормильца
стоимости продовольственного пайка
|
Отклонить
|
|
Отклонить поправку, т.к. она учтена при принятии поправки
№ 1
|
8.
|
Сохранение пенсионной надбавки для лиц, прослуживших 20
лет и более
|
Отклонить
|
|
Отклонить поправку, т.к. была принята поправка, предусматривающая
увеличение максимальной процентной надбавки за выслугу лет
с 40% до 70%.
|
Но даже, несмотря на это, фракция «ЯБЛОКО» не поддержала принятие
законопроекта потому, что окончательная редакция закона приводит
к следующим негативным последствиям:
• отказу от ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих
в зависимости от уровня инфляции;
• отказу от денежной компенсации за отмену льгот по оплате жилья
и коммунальных услуг;
• отказу от компенсации за выплаченный подоходный налог.
Принятие в полном объеме всех изменений по денежному довольствию
военнослужащих и по денежным компенсациям за отмененные льготы
позволит на этапе военного реформирования подготовить и осуществить
переход на контрактный метод комплектования Вооруженных Сил, других
войск и воинских формирований.
Итоги голосования фракций (в %)
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
0
|
87,8
|
|
0
|
98,8
|
100
|
43,8
|
68,4
|
0
|
"против"
|
0
|
6,1
|
|
92,9
|
0
|
0
|
35,7
|
8,8
|
95,3
|
|
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской
службе»
Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 30 июля 2002 г.
Вступает в силу с 1 января 2004 г.
|
Фракция «ЯБЛОКО» голосовала против внесенного Правительством
РФ законопроекта «Об альтернативной гражданской службе» при его
рассмотрении 17 апреля 2002 года.
Правительственный законопроект был принят в первом чтении 251
голосом «за» при 58 против и трех воздержавшихся. Из 17 членов
фракции «ЯБЛОКО» против правительственного проекта закона проголосовали
16, один депутат не участвовал в голосовании.
В ходе рейтингового голосования фракция «ЯБЛОКО» поддержала
два других законопроекта «Об альтернативной гражданской службе».
Один из них внес депутат Владимир Семенов, другой – группа депутатов
(на заседании палаты этот законопроект представлял депутат Юлий
Рыбаков, а одним из разработчиков является председатель Комитета
гражданского контроля Российской демократической партии «ЯБЛОКО»
Валерий Борщев).
Депутаты «ЯБЛОКА» считают:
• срок АГС должен быть равен сроку службы по призыву или не
превышать его более чем в 1,25 раза;
• АГС следует проходить исключительно в социальной сфере, в сфере
здравоохранения или Министерства по чрезвычайным ситуациям, но
не в Вооруженных Силах РФ и других войсках;
• призывник не должен в обязательном порядке обосновывать свое
желание проходить АГС вместо срочной службы в армии, достаточно
его заявления об этом.
Между тем, правительственный законопроект предусматривал 4-летний
срок АГС (два срока службы по призыву. Такого срока прохождения
АГС нет ни в одной стране Европы. В международной практике срок
АГС, превышающий срок воинской службы более чем в полтора раза,
считается дискриминационным).
В правительственном законопроекте не сказано ни слова о прохождении
АГС в социальной сфере, здравоохранении, зато указано, что АГС
можно проходить в качестве гражданского персонала в Вооруженных
Силах.
Этот законопроект обязывал призывника доказывать обоснованность
своего желания проходить АГС, что противоречит статье 29 Конституции
РФ, в которой сказано, что «никто не может быть принужден к выражению
своих мнений и убеждений или отказу от них». Поскольку направлять
на АГС по этому законопроекту будут военкоматы, есть основания
опасаться, что большинство призывников, подавших заявления о прохождении
АГС, будут направлены для прохождения альтернативной службы в
Вооруженных Силах против их воли.
Таким образом, правительственный законопроект, подготовленный
Министерством обороны, практически блокирует создание института
альтернативной гражданской службы (АГС).
Депутат Государственной Думы от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатов
внес ко второму чтению законопроекта поправки, в которых предлагается:
• прохождение альтернативной службы за пределами территории
постоянного проживания гражданина осуществляется по собственному
желанию гражданина, направляемого на альтернативную гражданскую
службу;
• прохождение альтернативной службы в качестве гражданского персонала
на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований осуществляется по собственному
желанию гражданина, направляемого на альтернативную гражданскую
службу;
• к месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина
направляет не военный комиссар, а призывная комиссия.
Депутат Арбатов также внес дополнительную поправку, которая
уточняет положение о том, что альтернативная служба за пределами
территории проживания гражданина допускается по собственному
желанию гражданина, направляемого на альтернативную гражданскую
службу, за исключением случаев, когда на территории постоянного
проживания отсутствуют вакансии в соответствии с перечнем видов
работ, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную
гражданскую службу.
19 июня 2002 года на своем пленарном заседании Государственная
Дума рассмотрела законопроект «Об альтернативной гражданской службе»
во втором чтении. На этом заседании представитель Правительства
РФ А. Починок неожиданно предложил изъять и отклонить из таблицы
поправок, рекомендованных Комитетом по законодательству к принятию
и предварительно согласованных с Правительством РФ, более половины
из 133 поправок, причем сделать это практически без обсуждения,
единым списком. В число отклоненных поправок включили все те,
которые касались уменьшения срока альтернативной службы, экстерриториальности,
порядка направления на альтернативную службу, ее прохождения,
порядка оплаты труда, запрета на прохождение службы в организациях
и на предприятиях Вооруженных Сил РФ. Государственная Дума силами
проправительственных фракций (»Единство», ОВР, «Народный депутат»,
«Российские регионы») выполнила волю представителя Правительства
и приняла все, что он требовал.
Судя по всему, непосредственно перед обсуждением закона Министерство
обороны и другие «силовые структуры» оказали давление на высшее
политическое руководство страны и добились его санкции на изменение
позиции Правительства в сторону резкого ужесточения закона об
АГС.
После этого фракция «ЯБЛОКО» приняла решение о солидарном голосовании
против принятия законопроекта во втором чтении.
По новому закону, призывника, который будет проходить альтернативную
гражданскую службу, ждет следующее. Его могут направить за пределы
того субъекта федерации, в котором он живет, в организации и на
предприятия Вооруженных Сил РФ и других войск, работать придется
только на низших должностях с мизерной оплатой и не более, чем
на одной ставке.
Продолжительность альтернативной службы – три с половиной года
(по законопроекту – в 1,75 раза больше, чем срок военной службы
по призыву).
Такой закон только увеличит количество уклоняющихся от службы
по призыву и расширит поле для коррупции. Те же, кто пойдет в
армию из-под палки, под страхом альтернативной гражданской службы,
которая превратится в трудовую армию, все равно не станут хорошими
солдатами и не будут добросовестно выполнять свой долг по защите
Отечества.
Путь к усилению боеспособности Вооруженных Сил состоит не в
«драконовском» законе об альтернативной гражданской службе, а
в переходе на контрактную армию, других мерах военной реформы
– и не в течение десятилетия, а за 2–3 года.
Принятый закон об АГС существенно ослабит стимулы для «силовых
структур» к проведению военной реформы, поскольку практически
консервирует отжившую и полностью дискредитировавшую себя систему
подневольного комплектования ВС и других войск по призыву.
Итоги голосования фракций (в %)
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
0
|
100
|
0
|
3,7
|
95,2
|
100
|
68,1
|
90,9
|
32,6
|
"против"
|
94,1
|
0
|
78,1
|
48,8
|
0
|
0
|
14,9
|
1,8
|
4,7
|
|
Федеральный закон «О внесении изменения и дополнения
в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
Инициатор – Президент РФ
Опубликован 15 февраля 2001 г.
|
Закон предусматривает, что военнослужащие, проходящие военную
службу по призыву, прослужившие не менее 6 месяцев, вправе заключать
контракт о прохождении военной службы вместо 12 месяцев, предусматривающихся
в прежней редакции закона.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала это предложение, так как уменьшение
срока службы по призыву для желающих проходить службу по контракту
является одним, хоть маленьким, но шагом к постепенному переходу
к контрактной армии.
Итоги голосования фракций (в %)
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
94,7
|
75,6
|
75,6
|
83,7
|
95,2
|
57,1
|
86,4
|
71,0
|
97,6
|
"против"
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Федеральный закон «О внесении дополнения в статью
38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной
службе»
Инициатор – депутаты ГД Э.А. Воробьев,
И.М. Хакамада, С.Н. Юшенков
Опубликован 22 февраля 2001 г.
|
Закон предусматривает, что с военнослужащим, проходящим военную
службу по призыву и изъявившим желание поступить на военную службу
по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий
стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения,
восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации)
либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению
международного мира и безопасности, не ранее чем за один месяц
до истечения срока военной службы может быть заключен контракт
о прохождении военной службы на срок от шести месяцев до одного
года.
В обычных условиях предусматривается, что общая продолжительность
военной службы по призыву и первому контракту составит от трех
до пяти лет.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала это предложение, так как оно позволяет
в чрезвычайных обстоятельствах увеличить количество военнослужащих,
проходящих службу по контракту.
Итоги голосования фракций (в %)
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
84,2
|
91,1
|
97,0
|
0
|
98.8
|
92,9
|
81,8
|
82,3
|
0
|
"против"
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|