[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Общеэкономический блок

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

 

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 30 июля 2002 г.

Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на развитие положений об обязательном пенсионном страховании, закрепленном в уже вступившем в действие пакете законов на эту тему (»Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). В соответствии с действующими законами, государство в лице Пенсионного Фонда РФ получило право осуществлять накопление средств для выплаты накопительных пенсий будущим пенсионерам (женщинам с 1957 года рождения и мужчинам с 1966 года рождения). Инвестирование средств Пенсионного Фонда РФ, уплаченных в составе пенсионных взносов за указанные категории граждан, и составляет экономическое содержание накопления средств для выплаты пенсий.

По инициативе депутатов – членов фракции «ЯБЛОКО» в Постановление Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении были внесены поправки, реализация которых во втором чтении должна была привести к кардинальному изменению закона. Суть поправок в следующем:

• средства пенсионных накоплений, которые аккумулируются Пенсионным Фондом РФ за счет взносов работодателей и инвестирования средств, должны принадлежать застрахованным гражданам – будущим получателям пенсий, а не государству; в противном случае, права пенсионеров на получение накопительных пенсий будут иллюзорными и государство переложит на них свои ошибки в инвестировании средств;
• Пенсионному Фонду РФ будет разрешено распоряжаться средствами накопительной части пенсии только при условии наделения гражданина правом выбора между Пенсионным Фондом РФ и негосударственными пенсионными фондами для заключения договора обязательного пенсионного страхования;
• отбор управляющих компаний для управления активами Пенсионного Фонда РФ и активами негосударственных пенсионных фондов в части средств, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, должен осуществляться не на основе эпизодических конкурсов с непонятной процедурой отбора, а на основе лицензирования таких компаний и их свободного подключения к инвестированию средств по системе постоянно действующего публичного предложения услуг по управлению активами для пенсионных фондов и застрахованных граждан.

Профильный по данному законопроекту Комитет по кредитным организациям и финансовому рынку проигнорировал ключевые положения Постановления о принятии законопроекта в первом чтении.

Депутат от фракции «ЯБЛОКО» А.Ю. Михайлов внес во втором чтении законопроекта более 60 поправок, развивающих Постановление о принятии законопроекта в первом чтении. Большинство из них было отклонено.

Поскольку законопроект закрепил монопольное положение Пенсионного Фонда РФ на рынке пенсионных сбережений, лишил граждан возможности выбора организации для накопления пенсии и возможности передать накопленные средства по наследству, заменил конкурентные рыночные процедуры инвестирования на бюрократические, фракция не поддержала данный проект закона.

 

Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 27 мая 2003 г.

Закон направлен на уточнение сферы его применения (в частности, его действие распространено не только на расчеты с применением контрольно-кассовых аппаратов, но и с применением персональных ЭВМ), конкретизацию правового статуса государственного реестра контрольно-кассовой техники (в частности, закон обязывает государство в 10-дневный срок публиковать информацию о моделях техники, включенной в государственный реестр и, следовательно, разрешенной к применению на территории РФ), устанавливает норму, согласно которой с 1 января 2003 года применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти на территории РФ запрещается, регламентирует обязанности организаций, применяющих такую технику для расчетов с населением, а также наделяет указанные в законе органы государственной власти и Центральный Банк РФ правом осуществлять контроль за применением контрольно-кассовой техники.

Выработка позиции фракции по данному вопросу во многом была определена членом РДП «ЯБЛОКО» С.И. Гончаренко (г. Адлер, Краснодарский край), депутатами от фракции «ЯБЛОКО» С.А. Поповым, И.Ю. Артемьевым, силами которых в законопроект был подготовлен ряд принципиальных поправок. Данные поправки были отвергнуты профильным комитетом (Комитет по бюджету и налогам). В закон не вошли такие важнейшие нормы, как:

• исчерпывающий перечень видов деятельности, которые в силу закона разрешается осуществлять без применения ККМ;
• освобождение от применения ККМ индивидуальных предпринимателей и организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход;
• недопущение осуществления предварительного контроля организаций и предпринимателей со стороны органов налоговой полиции.

Фракция солидарно проголосовала против проекта закона.

 

Федеральный закон «О внесении дополнений в статьи 6 и 8 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (о порядке вывоза из РФ наличной иностранной валюты)

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 5 марта 2003 г.

Правительство предложило модифицировать действующий Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части, касающейся установления единой нормы беспрепятственного вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 1500 долларов США как для физических лиц-резидентов, так и для физических лиц-нерезидентов.

Принятие порядка, уравнивающего права физических лиц-нерезидентов с правами физических лиц-резидентов, будет способствовать развитию туризма, снятию напряженности в отношениях с иностранными партнерами, а также благотворно скажется на деловой активности иностранных граждан в Российской Федерации.

Целесообразность установления единого норматива в отношении вывоза наличной иностранной валюты как для резидентов, так и для нерезидентов, обеспечивающего равные гарантии их прав, соответствует международной практике стран-участниц Всемирной торговой организации.

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала проект закона.

Итоги голосования фракций (в %) по проекту закона в редакции, предложенной согласительной комиссией

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

100

100

100

0

84,1

100

78,7

14,8

0

"против"

0

0

0

87,8

0

0

6,4

1,9

53,5

 

 

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О связи»

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 10 июля 2003 г.

Процессы, происходящие в российской телекоммуникационной отрасли в последние годы, требуют создания глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, темпы развития которой должны быть опережающими по отношению к темпам развития экономики в целом. Развитие отрасли связи тормозит множество проблем, не всегда связанных с недостаточным финансированием и слабой инвестиционной активностью.

Назрела необходимость совершенствования государственного регулирования функционирования телекоммуникационного сектора, определения новых форм административного и экономического воздействия на субъекты телекоммуникационных отношений, регулирования деятельности как естественных монополий в области связи, так и организаций связи, оказывающих существенное влияние на инфраструктуру связи конкретного региона, развития научной и материально-технической базы телекоммуникационных услуг.

Принятый в 1995 году Федеральный закона «О связи» по объективным причинам не рассчитан на регулирование многих групп отношений, складывающихся в настоящее время на рынке телекоммуникационных услуг. Закон был разработан до принятия законодательства о регулировании естественных монополий и не может учитывать установленные ими нормы и правила.

С учетом этих обстоятельств был разработан новый законопроект, который содержал следующие положения и нормы:

• развитие гарантий права граждан Российской Федерации на доступ к сети связи общего пользования и получения универсальной услуги связи (институт универсального обслуживания), а также нормы, устанавливающие механизм реализации такого права;
• управляемость и устойчивость единой сети связи государства в мирное время и в чрезвычайный период;
• решение проблем, возникающих в связи с правовым регулированием взаимоувязанности сетей электросвязи, оказания услуг присоединения и пропуска трафика;
• реализация универсальной услуги связи;
• исключение возможности создания неравных условий на рынке телекоммуникационных услуг для традиционных и новых операторов связи;
• совершенствование порядка и механизма частотного регулирования и лицензирования деятельности в области связи, а также сертификации услуг и средств связи;
• формирование правоотношений, связанных с вопросами собственности на средства и земли связи, соответствующих объектов регулирования;
• защита интересов Российской Федерации при регулировании участия иностранных инвесторов в развитии национальной телекоммуникационной инфраструктуры и расширение рыночного потенциала традиционных операторов связи, что достигается посредством введения норм прямого действия в статьи закона, относящиеся к функциям регулирования;
• реализация задачи гармонизации российского законодательства по регулированию и развитию рынка телекоммуникационных услуг с международным законодательством в этой сфере.

Фракция «ЯБЛОКО» единогласно проголосовала против одобрения проекта закона в третьем чтении. Во-первых, определенная в законопроекте процедура распределения частот между операторами связи (они будут распределяться комиссией, образуемой при Министерстве связи РФ) не имеет ничего общего с конкурентными принципами рынка связи; во-вторых, «ЯБЛОКО» против возложения на операторов связи обязанности формировать фонды телефонизации и интернетизации отдаленных районов Российской Федерации, поскольку такие мероприятия следует финансировать за счет средств федерального бюджета.

Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

0

98.1

90,6

86,7

98,8

100

95,7

94,3

86

"против"

100

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 

Проект федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

Инициатор – Правительство РФ
Внесен в ГД 1 марта 2003 г.

Основной целью проекта федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» является обеспечение возврата вкладов, определяемого статьей 840 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также определение механизма реализации статьи 38 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Дополнительным положительным эффектом принятия законопроекта является:

• укрепление доверия к банковской системе со стороны населения и рост организованных сбережений населения;
• снижение рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы банков;
• повышение стабильности банковской системы, в том числе за счет роста диверсификации вкладов населения;
• формирование рыночной конкурентной среды на финансовом рынке.

Страхование вкладов граждан организуется за счет создания системы страхования вкладов, состоящей из банков, имеющих лицензию Банка России на привлечение во вклады и размещение на банковские счета денежных средств физических лиц, вкладчиков, органа управления системой страхования вкладов, Банка России и органов исполнительной власти при осуществлении ими функций, связанных со страхованием вкладов. Система страхования вкладов обеспечивает гражданам возврат их средств, размещенных в банковские вклады и на банковские счета, в случае неспособности банка удовлетворить требования вкладчиков.

Законопроект определяет порядок страхования вкладов и случаи, в которых возникают обязательства по выплатам. Законопроект регламентирует права и обязанности вкладчиков, порядок и суммы выплат им системой страхования. Система страхования построена на принципах разделения ответственности за возврат вкладов между банками и специализированной некоммерческой организацией. Законопроект в первую очередь обеспечивает защиту вкладчиков, представляющих наиболее социально уязвимую и неподготовленную в экономическом смысле группу населения.

Законопроект регулирует участие банков в системе страхования вкладов граждан, а именно порядок вступления и выхода из системы страхования, условия участия в системе страхования и обязательства банков по формированию резервов системы страхования.

В целях реализации государством законодательно закрепленных прав вкладчиков на основании настоящего законопроекта функции по страхованию вкладов возлагаются на государственную корпорацию «Агентство по реструктуризации кредитных организаций».

Систему страхования вкладов предлагается построить на основе защиты прежде всего средних и мелких сбережений, что позволит защитить экономические интересы подавляющего большинства вкладчиков банков. Предельный размер возмещения по вкладам устанавливается в размере 95 тысяч рублей, что составляет 1,5 доли ВВП на одного гражданина России.

Указанный размер возмещения соответствует мировой практике и является оптимальным исходя из предполагаемого объема резервов системы страхования вкладов и ставок взносов банков. Международный валютный фонд определяет достаточность возмещения по вкладам на уровне 1-2 долей ВВП на одного жителя. В странах Западной Европы этот показатель колеблется от 0,3 в Норвегии и 0,5 в Швейцарии до 1,2 в Швеции и 1,4 в Великобритании.

По экспертным оценкам, указанный размер возмещения по вкладам в современных условиях позволит обеспечить беспрепятственный доступ к сбережениям до начала процедур банкротства для порядка 85% вкладчиков.

Предлагаемый размер возмещения в 20,5 раз превышает среднемесячную заработную плату по России и представляется адекватным текущему уровню социально-экономического развития страны. Так, например, страховые выплаты в размере 100 тысяч долларов в США соответствуют средней зарплате в данной стране за 33-34 месяца.

Впоследствии, по мере роста финансовой устойчивости системы страхования вкладов и роста экономики страны, размер возмещения по вкладам может быть увеличен.


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]