В пакет законопроектов по реформированию железнодорожного транспорта
входят:
«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
«Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской
Федерации»;
«Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного
транспорта»;
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О
естественных монополиях».
Пакет законопроектов устанавливает организационные и правовые
особенности приватизации на железнодорожном транспорте, в ходе
которой создается единый хозяйствующий субъект – открытое акционерное
общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), 100% акций
которого будут принадлежать государству. Железные дороги, являющиеся
в настоящее время государственными предприятиями, будут лишены
статуса юридического лица и станут филиалами ОАО «РЖД».
Уставный капитал ОАО «РЖД» будет сформирован путем внесения
в него имущества федерального железнодорожного транспорта, оценку
которого предполагается осуществить по балансовой стоимости, перечень
предприятий, организаций, а также видов имущества федерального
железнодорожного транспорта, подлежащего внесению в уставный капитал
ОАО «РЖД», определяется Правительством РФ.
Этап подготовки к созданию ОАО «РЖД» предполагает полную инвентаризацию
имущества железных дорог, закрепление прав собственности (регистрацию)
на многие имущественные объекты и оценку целесообразности сохранения
данных имущественных объектов в составе железнодорожного транспорта.
Законопроектами закрепляется ограничение на оборот имущества,
которое относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта
(земли, магистральные линии, аварийно-восстановительные и мобилизационные
резервы, иные виды имущества), последовательно проводится принцип
единства и централизованного управления производственной инфраструктурой
железнодорожного транспорта (которая может находится только в
федеральной собственности или в собственности ОАО «РЖД»), а также
устанавливается запрет на продажу и иные способы отчуждения акций
ОАО «РЖД».
Предложенный Правительством РФ вариант реформы железнодорожного
транспорта приведет к отделению хозяйственных функций государства
от контрольных и управленческих, повысит прозрачность организаций,
относимых к этому виду транспорта, позволит в контролируемых масштабах
внедрить конкуренцию организаций, предоставляющих услуги по перевозке
грузов и пассажиров (сегодня эти услуги монопольно оказываются
железными дорогами), а также повысит собираемость налогов с организаций
железнодорожного транспорта.
Пакет законопроектов по реформированию железнодорожного транспорта
был предметом обсуждения на встрече депутатов фракции, приглашенных
экспертов с представителем Правительства РФ, статс-секретарём
и заместителем министра путей сообщения РФ А.Г. Беловой. Подготовленные
представителем Правительства РФ документы, подробное и открытое
обсуждение всех болезненных аспектов начального этапа реформирования
российских железных дорог, убедили депутатов, что законопроекты
заслуживают поддержки при рассмотрении в первом чтении.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала пакет законопроектов по реформированию
железнодорожного транспорта.