|
Проект федерального закона «О внесении дополнения
в раздел VIII Налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации
«Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а
также о признании утратившими силу законодательных актов
Российской Федерации в части налогов и сборов» (о дополнении
Налогового кодекса Российской Федерации главой «Налог на
наследование или дарение»)
Инициатор – Правительство РФ
Принят ГД в первом чтении 6 июня 2003 г.
|
Законопроектом предусматривается глава 251 «Налог на наследование
или дарение» Налогового кодекса Российской Федерации, которая
заменит Закон Российской Федерации «О налоге с имущества, переходящего
в порядке наследования или дарения».
Указанный налог, являясь федеральным, будет зачисляться в местный
бюджет.
Этой главой определяются налогоплательщики, объект налогообложения,
налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, а также иные
элементы налогообложения.
В качестве налогоплательщиков признаются физические лица, получающие
от других физических лиц в собственность в порядке наследования
или дарения имущество, определенное данной главой.
Объектом налогообложения признается получение физическим лицом
в собственность в порядке наследования (по закону или по завещанию)
либо по договору дарения от другого физического лица на день открытия
наследства или заключения договора дарения недвижимого имущества
и транспортных средств, имеющих место нахождения в Российской
Федерации.
Налоговая база определяется как стоимость имущества, полученного
в порядке наследования или дарения. Стоимостью недвижимого имущества
(кроме земельного участка), полученного в собственность в порядке
наследования или дарения, признается инвентаризационная стоимость
указанного имущества на день открытия наследства или заключения
договора дарения. Стоимостью земельного участка признается кадастровая
стоимость, в порядке, устанавливаемом земельным законодательством
Российской Федерации, на день открытия наследства или заключения
договора дарения.
Законопроектом не признается объектом налогообложения:
• получение супругом в порядке наследования имущества умершего
супруга или получение в порядке дарения такого имущества одним
супругом от другого супруга;
• получение в порядке наследования (дарения) жилого дома (части
жилого дома), квартиры (части квартиры), земельного участка, если
наследник (одаряемый) является близким родственником, признаваемым
таковым в соответствии с семейным законодательством Российской
Федерации, наследодателя (дарителя) и проживал совместно с ним
до дня открытия наследства (заключения договора дарения) либо
является ребенком наследодателя, родившимся после открытия наследства,
а также если наследник (одаряемый) является иждивенцем (находился
на полном содержании наследодателя (дарителя) или получал от него
помощь, которая являлась для наследника (дарителя) постоянным
и основным источником средств к существованию) и проживал совместно
с наследодателем (дарителем) до дня открытия наследства (заключения
договора дарения) не менее одного года;
• получение в порядке наследования жилого дома (части жилого дома),
квартиры (части квартиры), земельного участка, если наследник
является инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;
• получение в порядке наследования имущества физического лица,
погибшего при выполнении им государственных или общественных обязанностей
либо при выполнении гражданского долга по спасению человеческой
жизни, охране государственной, муниципальной и (или) иной формы
собственности либо охране правопорядка.
Факт гибели при указанных обстоятельствах наследодателя подтверждается
документом, выдаваемым уполномоченным органом (организацией).
Налогообложение стоимости имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения, будет осуществляться не с первого рубля,
а будет уменьшаться на не облагаемую налогом сумму, которая составляет
при наследовании 200 тыс. рублей, а при дарении – 20 тыс. рублей.
Указанные не облагаемые налогом суммы применяются при каждом
получении имущества в собственность в порядке дарения. Однако,
если налогоплательщик в течение одного календарного года неоднократно
получает имущество в собственность в порядке дарения от одного
и того же физического лица, то налоговая база уменьшается на не
облагаемую налогом сумму применительно к имуществу, полученному
на основании одного из договоров дарения, заключенных в течение
указанного периода.
Исчисление налога будет производиться налоговым органом при
наследовании – по месту открытия наследства, при дарении: недвижимого
имущества – по месту его нахождения, движимого имущества – по
месту совершения договора дарения движимого имущества.
Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия,
и нотариусы, осуществляющие частную практику, будут обязаны представлять
в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о выдаче
свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора
дарения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального
действия.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, будут обязаны представлять в налоговые органы
по месту своего нахождения сведения о государственной регистрации
права собственности на имущество, полученное в порядке наследования
или дарения, в течение десяти дней после такой регистрации.
Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, будут
обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения
сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы
на основании договора дарения или свидетельства о праве на наследство,
в течение десяти дней после такой регистрации.
Законопроект признает утратившими силу отдельные акты законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и определяет дату вступления
в силу закона.
Фракция «ЯБЛОКО» приняла решение не поддерживать проект закона
в первом чтении, поскольку он предусматривает существенный рост
ставок налога и определение налоговой базы, которое в настоящее
время не поддается количественной оценке (ни кадастровая оценка
земли, ни оценка стоимости иного недвижимого имущества, ни оценка
стоимости движимого имущества не определяются в законопроекте
однозначно; в отношении стоимости движимого имущества законопроект
даже не содержит указания на методику его оценки).
Голосование фракции во втором и третьем чтении данного законопроекта
будет определяться тем, насколько полно в его тексте будут учтены
указанные выше критические замечания.
Голосование фракций (в %) по проекту закона в первом чтении:
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
0
|
98,1
|
28,1
|
27,7
|
98,8
|
92,3
|
83
|
77,4
|
18,6
|
"против"
|
0
|
0
|
12,5
|
8,4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
"воздер."
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
"не гол."
|
100
|
1,9
|
59,4
|
63,9
|
1,2
|
7,7
|
17
|
22,6
|
81,4
|