Глава содержит ряд принципиально новых положений. Новый порядок
взимания налога при осуществлении экспорта товаров с таможенной
территории РФ предполагает теперь освобождение экспортера от НДС
и обложение этим налогом импортируемых товаров (что принято называть
уплатой НДС по принципу «страны назначения»).
Нововведение радикально изменит торговые отношения России со
странами СНГ: действовавший ранее порядок взимания НДС с российского
экспорта в эти страны снижал ценовую конкурентоспособность нашей
продукции и поощрял импорт продукции из стран Содружества. Если
учесть, что за вычетом внешнеторгового оборота природных энергоносителей
сальдо торговли России со странами СНГ отрицательное, то изменение
порядка взимания НДС при осуществлении экспорта и импорта должно
пополнить российский бюджет. По оценкам депутатов фракции «ЯБЛОКО»
(А.Ю. Михайлова и М.М. Задорнова) прибавка к бюджету может составить
в 2001 г. около 400 миллионов долларов США.
Второе существенное новшество в порядке взимания НДС – возможность
освобождения от уплаты НДС субъектов малого предпринимательства
(как организаций, так и индивидуальных предпринимателей).
Действовавший ранее порядок взимания НДС освобождал их от необходимости
уплаты это налога, что было выгодно отнюдь не для всех субъектов
малого предпринимательства: те из них, кто не является конечным
звеном в товаропроводящей цепи (т.е. продает товар не конечному
потребителю, а, допустим, комиссионному магазину или супермаркету,
являющимся плательщиками НДС), попадали в заведомо невыгодные
условия, поскольку покупатель (тот же супермаркет) не мог зачесть
НДС на приобретаемые у них товары и вполне обоснованно требовал
скидки с продажной цены, что, в свою очередь, делало невыгодным
бизнес субъекта малого предпринимательства.
Теперь закон позволяет субъектам малого предпринимательства
самостоятельно выбирать: платить ли им НДС или не платить. Тем
самым субъект малого предпринимательства, который реализует свою
продукцию конечному потребителю и работает по системе «единого
налога на вмененный доход» будет и далее пользоваться этим правом,
а вот желающие перейти на уплату НДС смогут им воспользоваться.
Закон ограничивает право выбора предпринимателя: если объемы
его реализации превышают 1 миллион рублей за три предшествующих
квартала, он обязан платить НДС, если объемы реализации меньше
– может выбирать.
Однако каждый предприниматель обязан вести налоговый учет по
НДС, что является негативной стороной принятого решения.
Не меняя ставок налогообложения, новая редакция закона сокращает
перечень льгот по уплате НДС и существенно детализирует перечень
товаров и услуг, на которые льготы распространяются. По мнению
депутатов фракции «ЯБЛОКО», оправданность многих льгот не является
очевидной.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты фракции выступили против
идеи правительства ввести уплату НДС на основе счетов-фактур,
а не по кассовому методу (т.е. после получения поставщиком денежных
средств за отгруженную продукцию и оказанные услуги), как это
происходит сегодня. До тех пор, пока у нас существуют «неотключаемые
потребители» (т.е. потребители, которых нельзя отключить за неуплату
от газо-, электро-, и теплоснабжения, иных коммунальных услуг),
требовать с поставщика уплату НДС по факту отгрузки несправедливо
и экономически неоправданно. Позиция фракции нашла поддержку у
депутатов Думы, предложение правительства не прошло.
|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (о снижении
размера ставки налога на добавленную стоимость)»
Инициатор – Правительство РФ
Опубликован – 10 июля 2003 года
|
В целях снижения налогового бремени и совершенствования администрирования
налога на добавленную стоимость законопроектом предусматривается
с 1 января 2004 г. снизить размер ставки налога на добавленную
стоимость с 20 до 18 процентов, а также изменить действующий порядок
применения нулевой ставки по перевозкам экспортируемых и импортируемых
товаров.
В настоящее время согласно статье 164 Налогового кодекса Российской
Федерации налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов
облагаются работы и услуги по транспортировке, сопровождению,
погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенные режимы
экспорта, выпуска для свободного обращения и транзита.
Согласно действующему порядку оформления товаров, вывозимых
с таможенной территории Российской Федерации и ввозимых на таможенную
территорию Российской Федерации, таможенный режим, под который
помещаются товары, указывается в таможенной декларации. Поэтому
в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации
для подтверждения правомерности применения ставки налога на добавленную
стоимость в размере 0 процентов организации обязаны представить
в налоговые органы таможенную декларацию (ее копию), в которой
указывается таможенный режим перемещения товаров.
Однако, у организаций, оказывающих услуги по транспортировке
товаров, таможенные декларации (их копии) имеются не во всех случаях,
поскольку на основании статьи 16 Таможенного кодекса Российской
Федерации таможенные органы не имеют права передавать грузовую
таможенную декларацию (или ее копию) третьим лицам, в том числе
перевозчикам.
Таким образом, российские организации, оказывающие услуги по
транспортировке экспортируемых и импортируемых товаров, фактически
не всегда имеют возможность подтвердить правомерность применения
ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов.
Учитывая изложенное, предлагается исключить из перечня документов
таможенную декларацию и сохранить товаросопроводительные документы.
Исключение предусматривается при перемещении товаров трубопроводным
транспортом или по линиям электропередачи, когда для подтверждения
нулевой ставки налогоплательщиками должна представляться грузовая
таможенная декларация вместо товаросопроводительных документов.
Поскольку таможенные декларации, в которых указывается таможенный
режим перемещения товаров, исключаются из перечня документов,
подтверждающих нулевую ставку налога на добавленную стоимость,
такое положение распространяется на услуги по транспортировке
товаров во всех таможенных режимах, а не только при экспорте и
импорте. Поэтому законопроектом предусмотрено установить ставку
налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении
услуг по международным перевозкам, определение которых предлагается
включить в положение статьи 164 Налогового кодекса Российской
Федерации.
В то же время сохраняется действующий в настоящее время порядок
подтверждения права на применение ставки налога на добавленную
стоимость в размере 0 процентов при перевозке товаров в режиме
транзита.
Работы и услуги по сопровождению, погрузке, разгрузке, перегрузке
товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых
с территории Российской Федерации, предлагается облагать налогом
на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.
Фракция «ЯБЛОКО» приняла решение по ряду причин воздержаться
от голосования. Во-первых, в вопросе налоговой реформы депутаты
фракции считают приоритетным не снижение НДС, а снижение ставки
единого социального налога (ЕСН), поскольку именно последняя мера,
в отличие от снижения ставки НДС, способна стимулировать легализацию
фонда оплаты труда и ощутимо перераспределить налоговое бремя
с компаний обрабатывающей промышленности на компании добывающего
сектора; во-вторых, снижение НДС на 2%, предложенное правительством,
малоощутимо для экономики и никакого стимулирующего эффекта иметь
не будет; в-третьих, позиция фракции может окончательно определиться
только после рассмотрения законопроекта во втором чтении, когда
не только его концепция, но и основные параметры изменения НДС
окончательно оформятся.
Итоги голосования фракций (в %) в первом чтении
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
5,9
|
92,6
|
87,5
|
71,1
|
93,9
|
76,9
|
97,5
|
75,5
|
91,4
|
"против"
|
0
|
0
|
0
|
2,4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2,3
|
"воздер."
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2,1
|
0
|
0
|
"не гол."
|
94,1
|
7,4
|
12,5
|
26,5
|
6,1
|
23,1
|
0
|
24,5
|
16,3
|