[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Запрос депутатов фракции в Конституционный Суд по вопросам пенсионного законодательства

Пенсионное обеспечение

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

Поскольку неоднократные попытки депутатов внести коррективы в пенсионное законодательство, привлечь внимание к ухудшению нынешними его нормами положения многих категорий пенсионеров по сравнению с ранее действовавшими нормами не привели к принятию соответствующих изменений, депутаты фракции «ЯБЛОКО», в частности С.А.Попов и И.Ю. Артемьев, подготовили запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции РФ отдельных положений Федеральных законов от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Запрос подписали 115 депутатов Государственной Думы и 11 июля 2003 года он был направлен в Конституционный Суд РФ.

Группа депутатов считает не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 1 (пункт1), 7, 19, 39, 55:

• гарантированный государством размер пенсии, установленный Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
• условия расчета, индексации и выплаты трудовых пенсий, ограничительные коэффициенты для определения их размера, установленные главой IV и статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
• отмену или умаление ранее установленных пенсионных прав граждан.

По мнению группы депутатов, под понятие государственной пенсии, упоминаемой в статьях 7 и 39 Конституции, подпадает лишь базовая часть трудовой пенсии, поскольку выплата только этой части трудовой пенсии гарантируется государством согласно статьям 6, 14, 15, 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Эта, гарантированная средствами бюджета, часть трудовой пенсии не соответствует прожиточному минимуму и не способна обеспечить не только достойное существование пенсионера (статья 7 Конституции), но и его право на жизнь (статья 20 Конституции).

Условия расчета, индексации и выплаты трудовых пенсий, ограничительные коэффициенты для определения их размера ведут к дискриминации пенсионных прав значительного числа российских граждан. Вне зависимости от меры и качества труда верхний предел трудовой пенсии определен для застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 года в сумме 1504 рубля (без учета районных коэффициентов). Несмотря на то, что пункт 4 статьи 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» гарантирует сохранение прежнего размера пенсии, если он больше полученного в результате указанных в законе расчетов, полученная в результате расчетов величина пенсии важна для последующего вычисления расчетного пенсионного капитала, то есть общего размера выплаты, на получение которой (в виде страховой части трудовой пенсии) может рассчитывать пенсионер за весь пенсионный период своей жизни. Если эта сумма исчерпана, пенсионер теряет право на дальнейшее получение страховой части трудовой пенсии и ему будет выплачиваться лишь базовая часть трудовой пенсии.

Таким образом, максимальная величина пенсии, назначенной до 1января 2002 г., ограничена суммой 1504 руб., тогда как при более позднем назначении пенсии таковой предел не устанавливается. Страховая часть трудовой пенсии при равном расчетном пенсионном капитале у тех граждан, которым пенсия будет устанавливаться в 2003 году и позднее, окажется ниже, чем у вышедших на пенсию ранее, поскольку их расчетный пенсионный капитал делится на большее число месяцев в ожидаемом периоде выплаты пенсии по старости. Группа депутатов считает, что указанные нормы не соответствуют Конституции, поскольку ущемляют права граждан и устанавливают неравенство граждан в зависимости от времени выхода на пенсию.

Группа депутатов расценила как не соответствующие Конституции РФ ограничения стажевого коэффициента величиной 0,75 и отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной зарплате по стране величиной 1,2, поскольку они ущемляют права граждан с более весомым трудовым вкладом и более значительными пенсионными отчислениями.

Пример адекватного вычисления размера пенсии, зависящего от заработка самого работника, а не среднего по стране с искусственными ограничениями, дает Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Этот подход в соответствии со статьей 1 и частью 2 статьи 19 Конституции РФ должен быть распространен на всех граждан государства вне зависимости от должностного положения и социальной принадлежности.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» существенно усугубляет указанное выше неравенство, ограничивая включение в страховой стаж иной деятельности, с которой ранее действовавший Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» связывал определенные правовые последствия, в частности значительно ухудшены условия назначения и выплаты пенсий лицам, работавшим на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к ним, многодетным матерям, участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и ряду иных категорий граждан. Изменена концепция трудовых пенсий по инвалидности и т.д.

В результате таких изменений десятки тысяч людей не получили и не получат пенсию, на которую они имели право и рассчитывали, строя свою трудовую биографию, выбирая место работы и профессию с учетом норм прежнего пенсионного законодательства.

Группа депутатов по инициативе депутатов фракции «ЯБЛОКО» расценила сложившуюся ситуацию как недопустимую в демократическом, правовом и социальном государстве и потребовала признать не соответствующими Конституции РФ нормы статей 2, части 1 статьи 3, статей 6, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 27, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

 

Федеральный закон «О внесении дополнений в Федеральный закон «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»

Инициаторы – депутаты ГД С.А. Попов, В.В. Гальченко
Опубликован 12 июля 2003 г.

Закон предусматривает признание Российской Федерацией выдающимися достижениями побед российских спортсменов на Параолимпийских играх, а чемпионов Параолимпийских игр – лицами, имеющими особые заслуги перед Российской Федерацией.

Закон предоставляет право на дополнительное материальное обеспечение чемпионам Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр в размере 250% размера базовой части трудовой пенсии по старости, как это предусмотрено для чемпионов Олимпийских игр.

Итоги голосования фракций (в %)

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

94,1

98,1

90.6

97,6

97,6

100

95,7

86,8

100

"против"

0

0

0

0

0

0

0

0

0


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]