|
Федеральный закон «Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской
Федерации»
Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 13 июля 2002 г.
|
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на развитие
положений об обязательном пенсионном страховании, закрепленном
в уже вступившем в действие пакете законов на эту тему («Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации»). В соответствии с действующими законами,
государство в лице Пенсионного Фонда РФ получило право осуществлять
накопление средств для выплаты накопительных пенсий будущим пенсионерам
(женщинам с 1957 года рождения и мужчинам с 1966 года рождения).
Инвестирование средств Пенсионного Фонда РФ, уплаченных в составе
пенсионных взносов за указанные категории граждан, и составляет
экономическое содержание накопления средств для выплаты пенсий.
По инициативе депутатов – членов фракции «ЯБЛОКО» в Постановление
Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении
были внесены поправки, реализация которых во втором чтении должна
была привести к кардинальному изменению закона. Суть поправок
в следующем:
• средства пенсионных накоплений, которые аккумулируются Пенсионным
Фондом РФ за счет взносов работодателей и инвестирования средств,
должны принадлежать застрахованным гражданам – будущим получателям
пенсий, а не государству; в противном случае права пенсионеров
на получение накопительных пенсий будут иллюзорными и государство
переложит на них свои ошибки в инвестировании средств;
• Пенсионному Фонду РФ будет разрешено распоряжаться средствами
накопительной части пенсии только при условии наделения гражданина
правом выбора между Пенсионным Фондом РФ и негосударственными
пенсионными фондами для заключения договора обязательного пенсионного
страхования;
• отбор управляющих компаний для управления активами Пенсионного
Фонда РФ и активами негосударственных пенсионных фондов в части
средств, предназначенных для финансирования накопительной части
трудовой пенсии, должен осуществляться не на основе эпизодических
конкурсов с непонятной процедурой отбора, а на основе лицензирования
таких компаний и их свободного подключения к инвестированию средств
по системе постоянно действующего публичного предложения услуг
по управлению активами для пенсионных фондов и застрахованных
граждан.
Профильный по данному законопроекту Комитет по кредитным организациям
и финансовому рынку проигнорировал ключевые положения Постановления
о принятии законопроекта в первом чтении.
Депутат от фракции «ЯБЛОКО» А.Ю. Михайлов внес во втором чтении
законопроекта более 60 поправок, развивающих Постановление о принятии
законопроекта в первом чтении. Большинство из них было отклонено.
Поскольку законопроект закрепил монопольное положение Пенсионного
Фонда РФ на рынке пенсионных сбережений, лишил граждан возможности
выбора организации для накопления пенсии и возможности передать
накопленные средства по наследству, заменил конкурентные рыночные
процедуры инвестирования на бюрократические, фракция «ЯБЛОКО»
не поддержала данный проект закона.
Итоги голосования фракций (в %)
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
0
|
98
|
37,5
|
0
|
98
|
100
|
78,7
|
94,6
|
0
|
"против"
|
64,7
|
0
|
3,1
|
74,4
|
0
|
0
|
4,3
|
1,8
|
69,8
|
|
Проект федерального закона «Об управлении средствами
государственного пенсионного обеспечения (страхования) в
Российской Федерации»
Инициатор – Президент РФ
Принят ГД в первом чтении 25 октября 2001 г.
|
Законопроектом определяется правовой статус, основные задачи,
организационная структура, компетенция и процедура деятельности
органов Пенсионного фонда Российской Федерации, а также источники
формирования средств государственного пенсионного обеспечения
(страхования) и направления их целевого расходования. Однако указанным
законопроектом не регламентируются вопросы собственно управления
средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования).
Законопроект предусматривает расширение задач Фонда, которому
наряду с полномочиями по управления средствами государственного
пенсионного обеспечения (страхования), являющимися федеральной
собственностью, передаются функции по назначению, перерасчету
и выплате государственных пенсий, включая организацию их доставки
и пересылки.
Пенсионный фонд Российской Федерации из финансово-кредитного
учреждения преобразуется в некоммерческую организацию, создаваемую
Российской Федерацией в целях государственного пенсионного обеспечения
(страхования). Причем, если Пенсионный фонд Российской Федерации
будет иметь организационно-правовую форму – государственный фонд,
учреждаемый Российской Федерацией (новая форма некоммерческой
организации), то его территориальные органы, включая региональные
отделения, будут иметь статус учреждения. В свою очередь Пенсионный
фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют
единую систему органов управления средствами государственного
обеспечения (страхования).
С учетом предполагаемых преобразований важнейшие функции государства
– управление государственной собственностью и реализация прав
граждан в области социального обеспечения передаются структуре,
которая не будет являться государственным органом.
Изменение организационно-правовой формы Пенсионного фонда влечет
и изменения в обязательственных отношениях в соответствии с гражданским
законодательством. В частности законопроектом предусматривается,
что государство (учредитель фонда) не отвечает по обязательствам
созданного им фонда, а фонд в свою очередь не отвечает по обязательствам
государства (учредителя). Таким образом, неясно, кто несет ответственность
по обязательствам, вытекающим из отношений по государственному
пенсионному обеспечению (страхованию). Данный важный вопрос должен
быть урегулирован непосредственно законопроектом, что не предусмотрено.
В законопроекте не отражено правовое основание передачи функции
управления средствами государственного пенсионного обеспечения
(страхования), являющимися федеральной собственностью, и иным
имуществом государства (оперативное управление, договор доверительного
управления либо иное).
Устанавливается новая задача участия Фонда в финансировании
программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан,
что сужает возможности финансирования основной задачи Фонда –
выплаты пенсий.
Законопроектом предусматриваются полномочия правления Фонда
издавать в пределах своей компетенции акты по вопросам, относящимся
к деятельности Фонда, причем эти акты могут носить нормативный
характер.
Законопроект содержит принцип формирования правления Фонда,
исключающий представительство Парламента Российской Федерации,
объединений работодателей, профсоюзов и граждан, создает условия
абсолютной неподконтрольности деятельности Фонда.
На обсуждение палаты был вынесен также альтернативный законопроект,
подготовленный Институтом социальной политики Объединения «ЯБЛОКО»
и внесенный депутатом фракции «ЯБЛОКО» С.В. Иваненко.
Принципиальное отличие этого законопроекта от внесенного Президентом,
заключается в том, что Пенсионный фонд РФ предлагается реорганизовать
в некоммерческую организацию в статусе государственного учреждения
с филиалами в субъектах РФ для осуществления оперативного управления
средствами государственного обеспечения (страхования), которые
являются государственной собственностью. Если Пенсионный фонд
как учреждение окажется неспособным выполнить свои обязательства
перед пенсионерами, государство как собственник будет отвечать
перед ними всем своим имуществом.
Назначение, перерасчет и выплата пенсий сохраняется за органами
социального обеспечения субъектов Федерации.
Альтернативным законопроектом предусматривалось также формирование
состава правления Пенсионного фонда на паритетных началах – представители
профессиональных союзов, российских объединений работодателей,
а также представители Правительства РФ, Банка России, Федерального
Собрания и должностные лица фонда.
По итогам рейтингового голосования (235 против 221) был принят
президентский вариант законопроекта.
Итоги голосования фракций (в %) по проекту «ЯБЛОКА»
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
94,1
|
0
|
97,4
|
96,5
|
24,1
|
0
|
42,2
|
1,7
|
95,3
|
"против"
|
0
|
13,3
|
0
|
0
|
73,5
|
0
|
4,4
|
0
|
2,3
|
Итоги голосования фракций (в %) по проекту Президента
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
5,9
|
93,3
|
28,9
|
2,4
|
100
|
100
|
42,2
|
93,3
|
2,3
|
"против"
|
94,1
|
0
|
42,1
|
92,9
|
0
|
0
|
15,6
|
1,7
|
90,7
|
|
Проект федерального закона «О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона «Об управлении средствами
государственного пенсионного обеспечения (страхования) в
Российской Федерации».
Внесен – Президентом РФ
Принят ГД в первом чтении 25.10.2001г.
|
Законопроект предусматривает внесение изменений:
• в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в
Российской Федерации» в связи с передачей органам Пенсионного
фонда РФ функций по назначению и выплате пенсий;
• в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с тем, что Пенсионный
Фонд и его территориальные органы выводятся из-под управления
органами государственной власти;
• в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в связи
с изменением организационно-правовой формы Пенсионного фонда Российской
Федерации и его территориальных органов.
Итоги голосования фракций (в %)
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
0
|
97,8
|
42,1
|
1,2
|
100
|
100
|
20
|
91,7
|
2,3
|
"против"
|
94,1
|
0
|
28,9
|
95,3
|
0
|
0
|
24,4
|
1,7
|
97,7
|
|
Проект федерального закона «О внесении дополнения
в статью 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации»
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, М.В. Емельянов,
С.В. Иваненко, С.С. Митрохин.
Отклонен ГД в первом чтении 18 апреля 2003 г.
|
Законопроект внесен депутатами фракции «ЯБЛОКО». В законопроекте
предлагается обязать Пенсионный фонд Российской Федерации предоставлять
пенсионеру по его требованию решение об установлении ему пенсии
или решение об отказе в установлении ему пенсии, а также решение
об удержаниях из пенсии в письменном виде.
Законопроект не был принят Государственной Думой, за него проголосовало
только 145 депутатов.
Однако Министерство труда и социального развития Российской
Федерации и Пенсионный фонд подготовили проект совместного Постановления
«О внесении дополнений в Правила обращения за пенсией, назначения
пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на
другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации». В нем урегулированы затронутые законопроектом
проблемы.