Прошло уже почти 2 года после принятия «Концепции модернизации
образования», а Правительство пока так и не смогло (или не захотело)
улучшить материальное положение учителей. Вместо этого осенью
2002 года Министр труда и социального развития А.П. Починок внес
на обсуждение в Правительство проект реформы оплаты труда бюджетников,
реализация которого могла бы уменьшить и без того низкие зарплаты
учителей.
Смысл этого проекта, в народе названного «концепцией Починка»,
– в переходе от единой тарифной сетки (ЕТС), по которой сегодня
оплачиваются все бюджетники, к отраслевым системам оплаты труда
– отдельным для образования, медицины, науки, сферы культуры.
Идея своевременная – ведь ЕТС, придуманная в 1992 году, устарела
и не может учитывать специфику каждой отдельной отрасли.
Однако в концепции утверждалось, что определять размер зарплаты
бюджетников (и, в частности, учителей) должны не федеральные органы
власти, как сейчас, а местные. Единственной федеральной гарантией
оставался минимальный размер оплаты труда (МРОТ), то есть сумма
в 450 рублей, не имеющая отношения к реальной жизни. Это означает,
что в «богатых» регионах платили бы учителям не меньше, чем сейчас,
а в остальных регионах их зарплата могла бы ограничиться одним
МРОТом.
Кроме того, переход к отраслевой системе оплаты труда не имеет
смысла без существенного повышения зарплаты учителям – как минимум
в 2 раза – и государственных гарантий такой оплаты.
Партия «ЯБЛОКО» и Комитет по образованию и науке выступили
против такой концепции, считая ее неприемлемой для сферы образования.
По инициативе А.В. Шишлова проект обсуждался на заседании комитета
29 ноября 2002 года и на парламентских слушаниях 14 января 2003
года. Участники парламентских слушаний полностью поддержали нашу
позицию.
В результате наших переговоров с вице-премьером правительства,
Минтруд обязали учесть позицию Комитета по образованию и науке
при доработке проекта концепции. Поскольку существенных изменений
не произошло, «ЯБЛОКО», председатель комитета Госдумы по образованию
и науке А.В. Шишлов поддержали всероссийскую акцию протеста профсоюзов
работников образования и науки против правительственных планов
реформы оплаты труда работников бюджетной сферы. В итоге Правительство
отложило принятие предложенной концепции.
Наш следующий шаг – внести закон о системе оплаты труда работников
бюджетной сферы и добиваться, чтобы в бюджете на 2004 год были
выделены средства на повышение оплаты труда в образовании в 2
раза по сравнению с нынешним уровнем.