В мае 2000 г. Президентом РФ был внесен в Государственную
Думу пакет федеральных законов, направленных на реформирование
системы органов государственной власти и местного самоуправления,
укрепление законодательных основ их деятельности. Инициативы Президента
были вызваны, в частности, нарушениями органами местного самоуправления
и их должностными лицами норм Конституции и федеральных законов.
|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
Инициатор – Президент РФ
Опубликован 8 августа 2000 г.
|
Необходимость принятия закона связана с совершенствованием механизма
ответственности органов местного самоуправления (МСУ) за нарушение
законодательства и за игнорирование решений федеральных судов.
Согласно этому закону полномочия главы МСУ могут быть прекращены,
а представительный орган МСУ может быть распущен за нарушение
законодательства и невыполнение связанных с этим судебных решений.
Кроме того Президент внес предложение отнести к ведению РФ регулирование
особенностей организации МСУ в городах федерального значения,
столицах и административных центрах субъектов РФ, закрытых военных
городках и городах с численностью населения свыше 50 тысяч человек;
исключить из числа территориальных муниципальных образований район
(уезд).
Позиция фракции
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала усилия Президента РФ, направленные
на введение системы ответственности выборных должностных лиц и
органов МСУ за неисполнение ими федеральных законов и судебных
решений. Вместе с тем фракция отметила целый ряд недостатков законопроекта.
Самые большие опасения у «ЯБЛОКА» вызвали положения, не имеющие
отношения к проблеме ответственности выборных должностных лиц,
но при этом наносящие очевидный ущерб как системе МСУ в целом,
так и правам граждан. Выведение из общих правил осуществления
МСУ региональных центров и городов с населением более 50 тысяч
жителей противоречит не только Конституции, но и здравому смыслу,
так как режим «особых» правил будет распространен на более чем
2/3 населения РФ. Кроме того, совершенно невозможно определить,
какие «особенности» отличают поселок с населением 51 тыс. жителей
от поселка с населением 49 тыс. жителей.
Недоумение вызвало и предложение Президента исключить район
(уезд) как территорию, на которой осуществляется МСУ. В настоящее
время таких муниципальных образований насчитывается около 1,5
тысяч и существуют они в 66 субъектах РФ. Законопроект Президента
ставит их в двусмысленное положение, так как с одной стороны лишает
их законодательной базы, а с другой – не указывает никакого выхода
из этой ситуации. При этом полностью игнорируется статья 131 Конституции
РФ, согласно которой изменение границ муниципальных образований
допускается лишь с учетом мнения проживающего в них населения.
Ключевым положением президентского проекта является процедура
отрешения от должности выборных должностных лиц МСУ. Данная процедура,
по мнению фракции, содержит ряд существенных изъянов.
В связи с названными недостатками проекта большинство фракции
(75% ) не сочло возможным поддержать проект закона в первом чтении.
Большая работа была проделана фракцией при подготовке проекта
ко второму чтению. Депутат С.С. Митрохин подготовил пакет поправок,
призванный устранить вышеперечисленные недостатки и гарантировать
стабильное развитие института МСУ в соответствии с Конституцией
РФ.
В результате удалось добиться следующих принципиальных изменений:
• исключить положение об особенностях организации МСУ в городах
с численностью населения свыше 50 тыс. человек;
• сохранения района (уезда) как территории, на которой осуществляется
МСУ;
• введения нормы о вступлении в силу данного закона не с 1 января
2001 года, а со дня его официального опубликования (в противном
случае органы МСУ еще в течении полугода принимали бы любые нормативные
акты, не неся за это ответственности);
• введения нормы, согласно которой органы МСУ, главы муниципальных
образований должны будут в течение шести месяцев устранить в своих
нормативных правовых актах противоречия законодательству, если
такие противоречия установлены судом;
• введения нормы, согласно которой граждане, чьи права были нарушены,
вправе обжаловать в суде роспуск представительного органа МСУ
или отрешение от должности главы муниципального образования в
течение 10 дней с момента этих событий, а суды обязаны принять
решение в течение 10 дней со дня подачи жалобы.
Главным достижением фракции при рассмотрении законопроекта
во втором чтении было принятие поправки о том, что отстранять
от должности руководителя местного самоуправления имеет право
только Президент РФ, в то время как в первоначальном варианте
закона этим правом обладали и губернаторы. Фракция настаивала
на этом положении, опасаясь необоснованного давления губернаторов
на мэров и считая, что Президент в таких вопросах будет более
объективным. Однако вскоре Дума вернулась к рассмотрению этого
вопроса, и это принципиальное положение было выхолощено новой
поправкой, согласно которой губернаторам все же было оставлено
право отстранения глав муниципальных образований, за исключением
мэров столиц и административных центров субъектов РФ. В связи
с этим фракция «ЯБЛОКО» не поддержала закон при голосовании по
нему в третьем чтении.
Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
0
|
95,7
|
0
|
69,3
|
96,3
|
93,8
|
79,1
|
93,5
|
78,6
|
"против"
|
0
|
0
|
35,5
|
10,2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
14,3
|