Первый этап реформы федеративных отношений состоялся
в 2000 году, когда Президентом РФ был внесен в Государственную
Думу пакет федеральных законов, направленных на реформирование
системы органов государственной власти и местного самоуправления,
укрепления законодательных основ их деятельности. Законодательные
инициативы Президента были вызваны, в частности, ситуаций игнорирования
некоторыми губернаторами и законодательными собраниями субъектов
Федерации норм Конституции и федеральных законов.
|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»
Инициатор – Президент РФ
Опубликован 3 августа 2000 г
|
.Необходимость принятия закона связана с решением задачи
совершенствования системы органов государственной власти, механизма
обеспечения ее единства, в том числе с усилением непосредственного
воздействия федеральных органов на органы власти субъектов РФ.
Согласно этому закону законодательные (представительные) органы
субъектов Федерации или высшие должностные лица субъектов Федерации
могут быть соответственно распущены или отстранены от должности,
если они нарушают действующее законодательство и не выполняют
связанные с этим судебные решения. Такое право предоставлено Президенту
РФ.
Позиция фракции
Фракция приняла решение поддержать законопроект исходя из необходимости
исправить ошибки, которые изначально были заложены в законодательстве.
Такой ошибкой явилось отсутствие в Конституции РФ 1993 года института
федерального вмешательства.
Депутаты фракции приняли активное участие в подготовке поправок,
которые приближали представленный Президентом закон к позиции
«ЯБЛОКА». Главное: процесс отрешения губернаторов от должности
должен проходить в строгом соответствии с законодательством, исключая
произвол, в том числе и со стороны Президента РФ, а также при
существенном усилении роли Верховного суда.
Часть поправок фракции были учтены. Например, в отличие от президентского
варианта, согласно которому Президент РФ может временно отстранить
высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения обязанностей
после возбуждения против него уголовного дела, по принятой поправке
фракции «ЯБЛОКО» такое отстранение возможно только после предъявления
указанному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого
преступления.
Принципиальным достижением фракции явилось включение в окончательную
редакцию закона положения, дающего губернаторам право обжаловать
отрешение от должности в Верховном суде.
Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
100
|
87,2
|
67,7
|
84,1
|
96,4
|
100
|
86
|
96,8
|
90,5
|
"против"
|
0
|
8,5
|
3,2
|
3,4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|