«ЯБЛОКО» активно участвует в разработке законодательства о
местном самоуправлении начиная с 1995 года. В программе «ЯБЛОКА»
отмечается, что местное самоуправление является базисным институтом
гражданского общества, способным использовать самоорганизацию
граждан в качестве эффективного экономического и социального ресурса.
В 1996 году вступил в силу Федеральный закон «Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления», разработанный депутатами фракции
«ЯБЛОКО» С.С. Митрохиным и С.А. Поповым.
В период деятельности депутатов второго созыва (1996–2000
гг.) Государственная Дума принимает ряд законов, направленных
на совершенствование законодательства о местном самоуправлении
и федеративных отношениях, автором которых является депутат фракции
С.С.Митрохин. Однако часть этих законов была отклонена Советом
Федерации или Президентом РФ. В третьем созыве Государственная
Дума не сумела преодолеть вето Совета Федерации и Президента и
сняла эти законы с дальнейшего рассмотрения.
|
Проект федерального закона «Об основах муниципального
заказа»
Инициаторы – депутаты ГД
Принят ГД 21 мая 1999 г.
Отклонен Президентом РФ 29 октября 1999 г.
Снят ГД с дальнейшего рассмотрения 12 июля 2001 г.
|
Одним из авторов данной законодательной инициативы является депутат
фракции «ЯБЛОКО» С.С. Митрохин.
Регулирование муниципального заказа (организация закупок товаров,
работ и услуг) на федеральном уровне осуществлялось с 1997 г.
в соответствии с Указом Президента до вступления 6 мая 1997 г.
в силу закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Однако
этот закон не касался муниципального заказа.
Закон «Об основах муниципального заказа» устанавливает правовые
основы размещения муниципального заказа; определения оснований
и порядка заключения договоров на выполнение работ, поставку товаров
и оказание услуг для муниципальных нужд; осуществления контроля
за качеством товаров, работ и услуг, выполняемых в рамках муниципального
заказа; установления ответственности исполнителя и заказчика.
Закон устанавливает как основной способ размещения муниципального
заказа процедуру открытых торгов. В качестве источников финансирования
муниципального заказа закон определяет исключительно средства
местных бюджетов. При этом предусмотрено, что контроль за исполнением
муниципального заказа вправе осуществлять как заказчик, так и
представительные органы местного самоуправления, а также органы
государственной власти субъектов РФ.
Закон не вмешивается в компетенцию местного самоуправления,
являясь рамочным законом и устанавливая лишь общие принципы.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала законопроект. Фракция считает,
что данный законопроект способствует реализации следующих важнейших
принципов:
• добросовестной конкуренции;
• эффективности и открытости процесса расходования средств местных
бюджетов;
• содействия занятости населения;
• приоритета отечественного товаропроизводителя.
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления
рекомендовал Государственной Думе преодолеть вето Президента.
К сожалению, закон не набрал необходимых для этого 300 голосов.
Итоги голосования фракций (в %) по преодолению вето Президента
РФ
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
80
|
80,9
|
0
|
90,9
|
1,2
|
0
|
92,9
|
3,2
|
39.5
|
"против"
|
5
|
8,5
|
45,2
|
0
|
85,5
|
0
|
0
|
33,9
|
4,7
|
|
Проект федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации» (в части установления
средств и порядка бюджетного регулирования)
Инициаторы – депутаты ГД С.С. Митрохин,
Н.И. Кульбака, Л.В. Олейник, А.А. Поляков
Принят ГД 25 декабря 1998 г.
Отклонен Президентом РФ 12 июля 1999 г.
Снят ГД с дальнейшего рассмотрения 17 мая 2001 г.
|
Необходимость принятия закона была связана с тем, что неоднозначные
трактовки закона «О финансовых основах местного самоуправления
в Российской Федерации» позволили ряду субъектов РФ при формировании
своих бюджетов снизить нормативные отчисления в местные бюджеты
или вовсе отказаться от них. Это привело к ухудшению финансового
положения муниципальных образований, находящихся на территории
этих субъектов.
Законопроектом вводилась обязанность органов государственной
власти субъектов РФ сверх минимальных долей федеральных налогов,
закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе,
установления нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих
доходов. Законопроектом предусмотрено, что этот процесс должен
регламентироваться специальным законом субъекта РФ. Кроме того,
закон устанавливалось расширение источников формирования средств
фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала законопроект.
Государственная Дума не сумела преодолеть вето Президента РФ.
В 2001 г. законопроект снят с дальнейшего рассмотрения.
|
Проект федерального закона «Об общих принципах наделения
органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями в Российской Федерации»
Инициаторы – депутаты ГД С.С. Митрохин,
И.В. Бабичев, Л.В. Олейник, А.А. Поляков и др.
Принят ГД 27 октября 1999 г.
Отклонен Советом Федерации 11 ноября 1999 г.
Снят с дальнейшего рассмотрения 22 мая 2003 г.
|
Участие в разработке законопроекта приняли депутаты фракции «ЯБЛОКО»
С.С. Митрохин, И.В. Бабичев. Необходимость принятия закона была
вызвана тем, что порядка 150 полномочий, которые по Конституции
и федеральным законопроекта должны осуществляться органами государственной
федеральной и региональной власти, практически выполняются органами
местного самоуправления.
Законопроект направлен на четкое законодательное регулирование
порядка передачи таких полномочий, порядка передачи финансов,
необходимых для осуществления этих полномочий, а также порядка
контроля за деятельностью органов местного самоуправления по осуществлению
государственных полномочий.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала законопроект. Фракция считает,
что несмотря на то, что в Конституции РФ и в Федеральном законе
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» содержатся основные положения о порядке наделения органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями,
на практике существуют большие проблемы. В основном это касается
порядка финансирования. Фактически органы местного самоуправления
выполняют некоторые государственные функции, а финансирование
до них не доходит.
Фракция «ЯБЛОКО» считает, что введение в действие указанного
федерального закона позволит создать действенный механизм передачи
полномочий на уровень местного самоуправления, а главное – позволит
обеспечить финансирование этого процесса.
Концепцию федерального закона поддерживал представитель Президента
РФ в Государственной Думе. Однако закон не прошел Совет Федерации
– региональным властям «не выгодно» было принятие закона, ужесточающего
их ответственность по финансовым обязательствам перед местным
самоуправлением.
В апреле 2003 года была принята в 1 чтении новая редакция Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», в связи с чем закон «Об общих принципах
наделения органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями в Российской Федерации» утратил актуальность и был
снят Государственной Думой с дальнейшего рассмотрения.
|
Проект федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»
Инициаторы – депутаты ГД С.С. Митрохин,
И.В. Бабичев, Л.В. Олейник, А.А. Поляков и др.
Принят ГД 19 мая 1999 г.
Отклонен Президентом РФ 23 июня 1999 г.
Снят с дальнейшего рассмотрения 16 мая 2000 г.
|
Участие в разработке законопроекта приняли депутаты фракции «ЯБЛОКО»
С.С. Митрохин, И.В. Бабичев. В соответствии с действующим законодательством
возглавлять представительные органы местного самоуправления могут
не только председатели, избранные из состава депутатов, но и главы
муниципальных образований. На практике достаточно часто возникает
ситуация, когда глава муниципального образования возглавляет исполнительные
органы и руководит представительным органом местного самоуправления.
Это приводит к чрезмерному возрастанию роли исполнительных и умалению
значения представительных органов местного самоуправления.
С целью усиления роли представительных органов закон предлагает
закрепить положение, согласно которому представительные органы
местного самоуправления возглавляет председатель, избираемый из
числа депутатов (исключение предусматривается лишь для малочисленных
сельских округов). С этой же целью закон закреплял норму о том,
что представительный орган местного самоуправления должен являться
юридическим лицом.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала законопроект. Фракция считает, что
совмещение должностей главы муниципального образования и председателя
представительного органа создает ситуацию чрезмерного сосредоточения
обширных полномочий в одних руках. Кроме того, такая ситуация
практически исключает возможность контроля за деятельностью исполнительной
власти. Недопустимость совмещения этих должностей позволит более
эффективно выполнять соответствующие функции и осуществлять контроль
за деятельностью каждого направления власти на уровне местного
самоуправления.
Государственная Дума не сумела преодолеть вето Президента РФ
на законопроект и в 2000 году сняла его с дальнейшего рассмотрения.
В Государственной Думе третьего созыва (2000 – 2003 гг.)
«ЯБЛОКО» продолжало выступать с законодательными инициативами
в области местного самоуправления, т.к. практика применения существующего
законодательства ставит перед законодателями все новые проблемы.
|
Проект федерального закона «О внесении изменения
в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации» (в части изменения
редакции пункта 1 статьи 18)
Инициаторы – депутаты ГД С.С. Митрохин, М.В.
Кузнецов
Принят ГД 6 июня 2001 г.
Отклонен Президентом РФ 10 июля 2001 г.
Снят ГД с дальнейшего рассмотрения 15 ноября 2002 г.
|
Необходимость внесения законопроекта вызвана тем, что в действующем
законе не содержится норм, обеспечивающих гарантии избрания высшим
должностным лицом субъекта РФ кандидата, которого поддерживает
абсолютное большинство избирателей, принявших участие в голосовании.
Законопроект предлагает распространить двухтуровый принцип избрания
Президента РФ и на порядок избрания высших должностных лиц субъектов
РФ. При этом избранным в первом туре считается кандидат, набравший
более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Второй тур проводится в случае, если ни один из кандидатов не
набрал более 50%. Голосование во втором туре проводится по двум
кандидатам, набравшим наибольшее число голосов в первом туре.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала законопроект. Фракция считает,
что законопроект обеспечит большую стабильность политической ситуации
в регионах, гарантируя полную легитимность избранного должностного
лица.
Фракция добилась принятия законопроекта Государственной Думой.
Голосование фракций (в %) в третьем чтении
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
100
|
92
|
80
|
92
|
80
|
0
|
67
|
20
|
81
|
"против"
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Закон был одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом
РФ. В дальнейшем Государственная Дума согласилась с мотивами Президента
в связи с тем, что к этому моменту был принят новый закон «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации», который закрепил указанные положения.
|
Проект федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
С.С. Митрохин, А.В. Шишлов
Принят ГД во 2 чтении 25 января 2002 г.
|
Действующим законом установлено, что в случае, если в границах
территории муниципального образования имеются другие муниципальные
образования, предметы ведения муниципальных образований разграничиваются
законом субъекта РФ («предметы ведения» – это вопросы, по которым
соответствующие органы вправе принимать решения). При реализации
этой нормы на практике органы местного самоуправления оказываются
лишенными части своей компетенции по решению вопросов местного
значения.
В законопроекте предлагается разграничивать не предметы ведения
муниципальных образований, а конкретные полномочия органов местного
самоуправления по предметам ведения муниципальных образований.
Это позволит согласовывать интересы муниципальных образований
более гибким способом. При этом в части разграничения полномочий
органов местного самоуправления городов и внутригородских муниципальных
образований правовое регулирование, как и прежде, осуществляется
уставами городов.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала законопроект.
Законопроект принят Государственной Думой во 2 чтении.
Итого голосования фракций (в %) во втором чтении
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
94
|
96
|
77
|
60
|
100
|
67
|
75
|
61
|
33
|
"против"
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Проект федерального конституционного закона «О внесении
дополнения в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных
судах в Российской Федерации»
Инициаторы – депутаты ГД С.С.Митрохин,
Н.А. Корнеева, Г.К. Леонтьев, А.В. Шульга
Внесен в ГД 4 апреля 2000 г.
|
Одним из авторов проекта закона является депутат фракции «ЯБЛОКО»
С.С. Митрохин.
В соответствии с Конституцией РФ одной из гарантий местного
самоуправления является право на судебную защиту. Однако законодательством
этот вопрос полностью не урегулирован, в частности по экономическим
спорам. Законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
устанавливается, что Высший Арбитражный Суд рассматривает экономические
споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами
РФ. Указанный законопроект предлагает дополнить эту норму положением
о рассмотрении экономических споров между Российской Федерацией
и муниципальными образованиями и между субъектами РФ и муниципальными
образованиями.
|
Проект федерального закона «О внесении дополнения
в Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации»
Инициаторы – депутаты ГД С.С. Митрохин,
Г.К. Леонтьев, В.А.Кислицын
Отклонен ГД 29 ноября 2001 г.
|
В соответствии с законодательством членам избирательных комиссий
с правом решающего голоса может оплачиваться их работа. В качестве
членов избирательных комиссий могут быть и муниципальные служащие.
Однако законом «Об основах муниципальной службы» установлено,
что муниципальные служащие не вправе заниматься иной, кроме основной,
оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной
творческой. Авторы законопроекта предлагают дополнить этот закон
нормой, разрешающей муниципальным служащим получать денежное вознаграждение
за работу в избирательных комиссиях.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала проект закона.
Государственная Дума приняла проект закона в первом чтении
25 ноября 2000 г.
В ходе подготовки ко второму чтению Правительством РФ была внесена
поправка, в которой предлагалось дополнить законопроект положением
о возможности получения такой оплаты только в случае, если муниципальный
служащий на период подготовки выборов или референдума освобождается
от основной работы. Комитет Государственной Думы не согласился
с данной поправкой, так как в основном муниципальные служащие
осуществляют деятельность в избирательных комиссиях, совмещая
ее с исполнением своих основных обязанностей. Позиция Думы была
поддержана Центральной избирательной комиссией и избирательными
комиссиями ряда субъектов РФ. Однако поправку Правительства поддержал
и представитель Президента РФ. К сожалению, достичь компромисса
не удалось. Если согласиться с поправкой Правительства, то законопроект
теряет смысл и не достигает той цели, которая была предложена
авторами, таким образом, теряется целесообразность его принятия.
В связи с этим Государственная Дума сняла закон с дальнейшего
рассмотрения.
|
Проект федерального закона «Об основных гарантиях
прав граждан на участие в осуществлении местного самоуправления»
Инициаторы – депутаты ГД С.С. Митрохин,
И.В. Бабичев, А.С. Котков, А.Н. Мальцев и др.
Отклонен ГД 2 июня 2000 г.
|
Участие в разработке проекта закона приняли депутаты фракции
«ЯБЛОКО» С.С.Митрохин, И.В.Бабичев. Цель законопроекта – устранение
пробелов в законодательстве о местном самоуправлении, приводящих
к определенным трудностям при реализации гражданами конституционного
права на осуществление местного самоуправления. Актуальность законопроекта
заключается в том, что он детализирует некоторые процедуры, направленные
на гарантирование прав граждан, которые не прописаны ни в каких
иных законодательных актах. Например, процедура установления и
учета мнения населения и законодательная регламентация территориально-общественного
самоуправления.
Только фракция «ЯБЛОКО» поддержала законопроект.
Государственная Дума отклонила проект закона только на основании
того, что он не имеет самостоятельного предмета правового регулирования,
в связи с чем его нецелесообразно принимать как самостоятельный
закон. Профильный комитет Государственной Думы предложил внести
изменения, предусмотренные законопроектом, в уже действующие законы.
Итоги голосования фракций (в %)
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
90
|
0
|
6,5
|
3,4
|
0
|
0
|
0
|
1,6
|
9,5
|
"против"
|
0
|
23,4
|
12,9
|
4,5
|
86,7
|
0
|
18,6
|
1,6
|
7,1
|
|
Проект федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации»
Инициатор – депутат фракции «ЯБЛОКО»
С.С. Митрохин
Отклонен ГД 4 апреля 2003 г.
|
Проект закона предлагает закрепить норму, согласно которой все
депутаты законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов РФ должны работать на постоянной основе. По действующему
законодательству субъекты самостоятельно определяют число депутатов,
работающих на постоянной основе, и число депутатов, совмещающих
свою депутатскую деятельность с обычной работой.
Смысл законодательной инициативы заключается в том, чтобы региональные
парламенты функционировали на профессиональной основе точно в
таком же порядке, как функционирует федеральный парламент. Таким
образом. будет обеспечен принцип единства государственной власти
– федеральной и региональной – выражающийся, в том числе, и в
единых принципах формирования органов власти. В федеральном законодательстве
присутствуют ограничения, связанные с депутатской деятельностью,
ограничения, направленные, в первую очередь, на гарантию независимости
депутатов. Этой же логикой продиктованы все ограничения, в соответствии
с которыми депутаты не могут заниматься коммерческой деятельностью.
Целесообразно иметь такие ограничения и для региональных депутатов.
Кроме того, объем полномочий депутата регионального парламента
достаточно велик, и полноценно справляться со всеми обязанностями
депутат в состоянии, только если он занимается исключительно депутатской
деятельностью.
Если проанализировать ситуацию в стране, то в большинстве субъектов
РФ: депутаты работают на непрофессиональной основе. Они собираются
на непродолжительные заседания и за короткое время рассматривают
важные вопросы, что, естественно, сказывается на качестве принимаемых
решений. Это говорит о том, что депутатский корпус в таких регионах
просто не справляется со своими основными обязанностями. И главная
причина этого даже не столько в самих парламентариях, сколько
в системе, в институциональных предпосылках такого непрофессионализма.
Переходные положения данного законопроекта предусматривают,
что все депутаты региональных парламентов работают до конца срока
своих полномочий в том порядке, который был установлен региональным
законодательством ранее. Проект закона вводит в действие новый
порядок деятельности депутатов на профессиональной основе только
после проведения выборов нового состава регионального парламента.
В ходе обсуждения законопроекта на пленарном заседании Государственной
Думы развернулась острая дискуссия.
В поддержку законопроекта высказывались депутаты, подтверждающие,
что в регионах в первую очередь всю законотворческую работу, всю
работу, связанную с деятельностью регионального парламента, работу,
связанную с непосредственным общением с избирателями, ведут именно
те депутаты, которые работают на освобожденной основе.
Достаточно много обсуждалась проблема лоббизма. Депутаты отмечали,
что фактически региональные парламенты являются чисто лоббистскими
структурами. Депутатский корпус состоит в основном из директоров
предприятий, и единственная задача достаточно большого числа депутатов
в большинстве регионов заключается в том, чтобы пролоббировать
свои собственные интересы, интересы своего предприятия.
Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной
политике дал отрицательное заключение на законопроект. Какими
бы формулировками не объяснялась позиция комитета, по существу
это заключение сформировалось под влиянием региональных администраций,
которых устраивает существующее положение.
Против проекта закона высказались представители Правительства
и Президента РФ.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала законопроект. По мнению фракции
достаточно очевидно, что формирование депутатского корпуса именно
на освобожденной основе существенно повысит профессионализм депутатов
и будет способствовать тому, чтобы региональные органы власти
работали эффективно.
Итоги голосования фракций (в %) в первом чтении
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
100
|
0
|
16
|
99
|
0
|
0
|
15
|
6
|
100
|
"против"
|
0
|
4
|
3
|
0
|
5
|
0
|
4
|
2
|
0
|