|
Федеральный закон «О Государственной автоматизированной
системе Российской Федерации «Выборы»
Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 15 января 2003 г.
|
Закон регулирует отношения, возникающие при использовании Государственной
автоматизированной системы «Выборы» в процессе подготовки и проведения
выборов, референдума, а также при решении с помощью этой системы
иных задач, не связанных с выборами. Закон закрепляет статус ГАС
«Выборы» как федеральной автоматизированной информационно-телекоммуникационной
системы, которая исключает возможность использования при планировании,
подготовке и проведении выборов, референдума других автоматизированных
систем и информационных технологий.
Закон устанавливает правовой режим персональных данных, содержащихся
в ГАС «Выборы»: данных об избирателях, кандидатах, доверенных
лицах, членах избирательных комиссий и других участниках избирательного
процесса.
ГАС «Выборы» обеспечивает автоматизированную обработку информации,
которую подготавливают и вводят в систему избирательные комиссии
всех уровней. Законом предусмотрены такие средства обеспечения
безопасности информации как применение лицензионных программ,
программных средств, сертифицированных технических средств, средств
связи и коммуникаций, исключение несанкционированного доступа
к системе, установление ответственности за нарушение правил эксплуатации
системы.
ГАС «Выборы» призвана обеспечить гласность информации о выборах
и референдумах путем формирования значительного объема информационных
ресурсов, передаваемых в том числе и в Интернет. Так, например,
все 94 000 протоколов об итогах голосования со всех избирательных
участков должны быть размещены в течение суток после завершения
голосования в сети Интернет для возможности параллельного подсчета
голосов и контроля за процессом подведения итогов голосования.
Позиция фракции
Фракция приняла решение поддержать концепцию закона.
Система ГАС «Выборы» функционирует с 1994 года. Однако все это
время ее правовое регулирование осуществлялось указами Президента
и постановлениями Правительства. Фракция считает необходимым,
чтобы статус ГАС «Выборы», правовые основы ее использования, эксплуатации
и развития были определены федеральным законом. Поэтому фракция
и поддержала проект закона в 1 чтении.
Однако проект, принятый в 1 чтении, содержал, по мнению фракции,
достаточно много недостатков. Фракция «ЯБЛОКО» выступила с
критикой отдельных положений проекта, необоснованно расширяющих
полномочия Центральной избирательной комиссии РФ, нарушающих принцип
гласности функционирования системы, препятствующих контролю за
деятельностью ГАС «Выборы». Депутаты фракции С.С. Митрохин
и С.А. Попов внесли 40 поправок к проекту закона, всего 6 из них
были приняты или учтены.
Благодаря принятым поправкам фракции «ЯБЛОКО» в законе:
• закреплен принцип оперативного информирования избирателей,
участников референдума о ходе и результатах выборов, референдума;
• из компетенции избирательных комиссий уровня ниже ЦИК исключено
нормотворчество;
• закреплено положение, согласно которому в группу контроля за
деятельностью системы должны входить не только члены избирательной
комиссии с решающим голосом, но и с совещательным голосом.
Фракция приняла решение о свободном голосовании по закону
во втором и третьем чтениях. Большинство членов фракции поддержало
закон.
Итоги голосования фракций (в %) во втором чтении
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
71
|
100
|
3
|
6
|
99
|
100
|
2
|
100
|
83
|
"против"
|
0
|
0
|
73
|
86
|
0
|
0
|
91
|
0
|
4
|