|
Федеральный закон «О выборах Президента Российской
Федерации»
Инициатор – Президент РФ
Опубликован 16 января 2003 г.
|
Подготовка новой редакции закона была вызвана необходимостью
приведения прежнего закона в соответствие с новой редакцией Федерального
закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации», а также необходимостью
создания законодательной базы, обеспечивающей участие в выборах
Президента РФ политических партий, образованных в соответствии
с законом «О политических партиях».
Закон не предусматривает изменения действующей мажоритарной
избирательной системы на выборах президента. Согласно внесенным
в закон изменениям, кандидат на должность президента может быть
выдвинут политической партией или избирательным блоком, а также
в порядке самовыдвижения при условии его поддержки инициативной
группой не менее 500 человек. Закон устанавливает перечень конкретных
оснований для отказа в регистрации кандидатов и для отмены их
регистрации, которая может быть осуществлена только судом.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала закон. Поддержка обусловлена
тем, что все основные положения закона соответствуют положениям
закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации», по которому фракция
«ЯБЛОКО» провела большую законодательную работу.
Тем не менее, фракция «ЯБЛОКО» внесла 55 поправок к проекту,
рассмотренному в первом чтении. 28 из них были приняты.
Основная направленность поправок: более полное приведение закона
в соответствие с законом «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,
юридико-техническая правка, устранение внутренних противоречий
в законопроекте.
Фракции «ЯБЛОКО» удалось добиться принятия поправок,
направленных на обеспечение равенства прав участников избирательного
процесса, в том числе – прав зарегистрированных кандидатов:
• в перечне оснований для отказа в регистрации избирательного
блока, инициативной группы избирателей, уполномоченных представителей
партии установлены конкретные основания (в проекте – общие формулировки),
а также этот перечень является исчерпывающим (в проекте содержалась
формулировка «а также иные основания»);
• установлено, что жеребьевка на предоставление бесплатного эфирного
времени и бесплатной печатной площади проводится между всеми зарегистрированными
кандидатами (в проекте жеребьевка проводилась только между теми,
кто подал заявку на жеребьевку);
• убраны необоснованные ограничения по срокам открытия специального
избирательного счета кандидата;
• убран запрет на использование в агитационных материалах социальной
рекламы.
Однако, поправка фракции «ЯБЛОКО», направленная на то, чтобы
все зарегистрированные кандидаты имели равное бесплатное эфирное
время и равные бесплатные печатные площади, была отклонена.
В законе сохранена норма, согласно которой кроме кандидатов эфир
и печатные площади получают партии, выдвинувшие кандидатов. Таким
образом кандидат, выдвинутый партией, имеет в сумме больше эфирного
времени, чем кандидат, самостоятельно выдвинувший свою кандидатуру.
Большинство фракции «ЯБЛОКО» поддержало закон.
Итоги голосования фракций (в %) во втором чтении
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
65
|
98
|
79
|
63
|
99
|
100
|
43
|
93
|
63
|
"против"
|
0
|
0
|
3
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|