[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Выборы депутатов Государственной Думы

Политическая система

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

 

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Инициатор – Президент РФ
Опубликован 25 декабря 2002 г.

Подготовка и принятие закона были вызваны необходимостью приведения ранее действовавшего закона в соответствие с новой редакцией Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также необходимостью создания законодательной базы участия в выборах депутатов Государственной Думы политических партий, образованных в соответствии с законом «О политических партиях».

Согласно принятому закону, выборы депутатов Государственной Думы предполагается проводить по действующей пропорционально-мажоритарной системе, в соответствии с которой 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), а другие 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные партийные списки.

Правом выдвигать федеральные списки кандидатов обладают только политические партии, а также избирательные блоки, в состав которых входит хотя бы одна политическая партия. Центральная часть федерального списка расширена до 18 человек.

В одномандатных избирательных округах кандидаты могут выдвигаться политическими партиями, избирательными блоками, а также путем самовыдвижения. Выдвижение кандидатов избирателями не предусматривается.

Регистрация кандидатов, федеральных списков кандидатов может производиться как на основании подписей избирателей, так и на основании избирательного залога. Размер избирательного залога определен в 15% от суммы избирательного фонда.

Без сбора подписей и внесения залога регистрируются федеральный список кандидатов и кандидаты по одномандатным округам, выдвинутые политической партией, избирательным блоком, допущенными к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе предыдущего созыва. Данная норма будет применяться только после ближайших выборов депутатов Государственной Думы 2003 года.

В отличие от действующего порядка закон устанавливает закрытый перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов и федеральных списков кандидатов, а также для отмены их регистрации, которая может быть осуществлена только по решению суда.

Законом увеличена предельная сумма избирательных фондов: для кандидата-одномандатника – до 6 млн руб., для партий и блоков – до 250 млн руб., а также предельные суммы пожертвований и перечислений в избирательные фонды.

Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% избирателей.

Чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов, федеральному списку кандидатов необходимо получить не менее 5% голосов избирателей (с 2007 года – не менее 7%).

Позиция фракции

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала закон. Поддержка обусловлена тем, что все основные положения закона соответствуют положениям закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по которому фракция «ЯБЛОКО» провела большую законодательную работу.

Тем не менее, фракция «ЯБЛОКО» внесла 67 поправок к проекту, рассмотренному в первом чтении, 32 из них были приняты. Основная направленность поправок: более полное приведение закона в соответствие с законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», юридико-техническая правка, устранение внутренних противоречий в законопроекте.

Фракции «ЯБЛОКО» удалось добиться принятия поправок, направленных, в том числе, на:

усиление контроля за подведением итогов голосования:

• закреплено положение о том, что одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается,
• введено контрольное соотношение для проверки расхождений данных в строках протокола об итогах голосования,
• закреплены положения, позволяющие вести строгий учет открепительных удостоверений;

уменьшение произвола избирательных комиссий:

• в основаниях для отказа в регистрации избирательного блока и в основаниях для отказа в выдаче заверенных копий партийных списков убраны «иные основания», т.е. перечень таких оснований сделан поправками фракции закрытым,
• зафиксированы нормы, четко прописывающие, какая избирательная комиссия является вышестоящей для конкретной избирательной комиссии (эти нормы не прописаны в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с тем, что такое соподчинение является индивидуальным для каждого уровня выборов);

обеспечение прав кандидатов и избирательных объединений:

• введена норма, согласно которой жеребьевка на предоставление бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади проводится между всеми зарегистрированными кандидатами (а не между теми, кто подал заявку на участие в жеребьевке, как это было предусмотрено проектом);
• убраны положения, заставляющие открывать специальные счета для избирательных фондов за определенное количество дней до подачи документов на регистрацию;
• увеличены сроки для подготовки итогового финансового отчета;
• введен запрет на размещение на стендах персональных данных кандидатов, таких как адрес постоянного места жительства и телефон;
• убран запрет на использование в агитационных материалах социальной рекламы;

совершенствование избирательного законодательства:

• приняты нормы, приводящие закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в соответствие с законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
• приняты нормы, улучшающие редакцию закона, устраняющие внутренние противоречия;
• приняты нормы, делающие сроки избирательных действий конкретными и взаимоувязанными.

При рассмотрении проекта закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» во втором чтении фракция «ЯБЛОКО» выступила категорически против введения семипроцентного барьера прохождения партий в Государственную Думу. Остальные фракции поддержали эту норму.

Итоги голосования фракций (в %) по поправке, предусматривающей введение 7-процентного барьера

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

0

92

52

92

98

100

57

87

70

"против"

88

0

3

0

1

0

17

0

9

Выступая против увеличения барьера, фракция «ЯБЛОКО» ставила задачу защиты избирательных прав граждан. Повышение существующего процента будет приводить к ограничению избирателей в своем выборе. Часть избирателей «непроходных» партий будут вынуждены проголосовать на за «свою» партию, понимая, что в противном случае их голоса пропадут. Другая часть избирателей вообще не придет на выборы, протестуя тем самым против ограничения для себя возможности выбора между партиями.

Что касается перспектив прохождения в Государственную Думу партии «ЯБЛОКО», то 7% не является проблемой для «ЯБЛОКА», и, по заявлениям лидеров партии, этот барьер может быть преодолен.

Самый главный аргумент в пользу того, что введение семипроцентного барьера является больше пиаровской акцией пропрезиденстких фракций, чем реальным стремлением отсечь часть партий от участия в выборах – это аргумент о том, что указанный барьер будет введен только на следующих после 2003 года выборах в Государственную Думу. Как показывает многолетняя практика, избирательное законодательство меняется перед каждыми выборами. Поэтому рассматриваемый вопрос не повлиял на позицию фракции по голосованию в целом по закону.

Голосование фракций (в %) в третьем чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

82

96

97

3

99

100

72

76

0

"против"

0

0

0

46

0

0

2

0

44

В преддверии предстоящих парламентских выборов Государственная Дума приняла пакет законопроектов, вносящих изменения в новый закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Часть из этих законов были направлены на устранение недостатков действующего закона. Кроме того, были приняты законы, вносящие существенные изменения в действующий закон.

 

Федеральный закон «О внесении изменения в статью 36 Федерального закона «О политических партиях» и внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты ГД
Опубликован 25 июня 2003 г.

Закон предусматривает поэтапное внесение изменений в положения названных федеральных законов, касающихся возможности участия в избирательных блоках таких общественных объединений, как общероссийские общественные организации и движения. Предлагается, в частности, установить, что эти организации и движения будут участвовать в составе избирательных блоков только на ближайших выборах в Государственную Думу. С 1 января 2004 г. все иные, кроме политических партий, общественные объединения будут лишены возможности участия в выборах в органы государственной власти как самостоятельно, так и в составе блоков. Только партии смогут образовывать избирательные блоки.

Фракция «ЯБЛОКО» не поддержала закон.

Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

6

100

0

0

99

100

96

94

0

"против"

0

0

0

0

0

0

0

0

0

"воздер."

0

0

0

0

0

0

0

0

0

"не гол."

94

0

100

100

1

0

4

6

100

 

 

Федеральный закон «О внесении изменений в пункт 2 статьи 5 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты ГД
Опубликован 25 июня 2003 г.

В соответствии с законом изменен день голосования на выборах депутатов Государственной Думы – им будет являться первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала закон. Аналогичное изменение фракция «ЯБЛОКО» предлагала еще при рассмотрении проекта закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» во втором чтении. Однако тогда предложения фракции были отклонены.

Фракция считает, что новые сроки проведения думской избирательной кампании позволят не допустить пересечения с избирательной кампанией по выборам Президента РФ.


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]