|
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации»
Инициатор – Президент РФ
Опубликован 15 июня 2002 г.
|
Государственная Дума приняла новую редакцию закона, который является
основополагающим по отношению ко всем иным федеральным и региональным
законам о выборах и референдумах. Это уже четвертая редакция данного
закона. Постоянное изменение избирательного законодательства,
с одной стороны, связано с тем, что сталкиваясь с многочисленными
несправедливостями на выборах, а еще чаще – будучи не удовлетворены
их результатами, многие склонны винить в этом закон. С другой
стороны – от выборов к выборам общество накапливает определенный
избирательный опыт, требующий законодательного закрепления.
Основная причина последнего обновления избирательного законодательства
– усиление роли партий в политической жизни общества. В соответствии
с вступившим в силу Федеральным законом «О политических партиях»
иные, кроме партий, общественные объединения утратили право самостоятельного
участия в выборах.
Основные положения закона:
• роль партий в избирательном процессе:
Новый закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации» признает
избирательными объединениями при проведении федеральных и региональных
выборов только политические партии и их региональные отделения,
а при проведении выборов в органы местного самоуправления – также
и иные общественные объединения. Однако в соответствии с переходным
периодом, который установлен законом «О политических партиях»
для преобразования политических общественных объединений в партии,
данная норма вступает в силу в июле 2003 года.
В связи с реализацией Федерального закона «О политических партиях»
изменилось также содержание понятия «избирательный блок». В избирательный
блок могут входить помимо партий общероссийские общественные объединения,
за исключением профсоюзов, религиозных, благотворительных и некоторых
других организаций.
Закон вводит пропорциональную избирательную систему не только
на федеральном, но также и на региональном уровнях, что является
основным стимулом к развитию партий. Пропорциональная система
означает, что не менее половины состава любого регионального парламента
теперь должна формироваться по партийным спискам аналогично тому
как это происходит на выборах депутатов Государственной Думы.
Закон предусматривает освобождение партий, прошедших в Государственную
Думу, от сбора подписей и избирательного залога на следующих выборах,
что также может служить укреплению позиций партий.
• совершенствование нормативно-правовой базы:
Закон содержит ряд новых положений, учитывающих практику применения
избирательного законодательства. Так, во многом обновлен и уточнен
перечень используемых в законе основных терминов, более полно
и последовательно урегулированы вопросы, касающиеся подготовки
и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации. Практически
каждая статья прежнего закона подверглась редакционной и юридико-технической
корректировке.
• особые полномочия Центральной избирательной комиссии:
Закон усиливает значение ЦИК во всех избирательных процессах,
формируя особое «Министерство по выборам». Значительно расширен
круг полномочий ЦИК, в том числе ЦИК наделяется правом распределения
федеральных бюджетных средств между избирательными комиссиями
всех уровней, правом издавать нормативно-правовые акты, а также
устанавливать соответствие регионального избирательного законодательства
федеральному.
Особое место в законе отводится вопросам формирования избирательных
комиссий. По мнению Председателя ЦИК А.А. Вешнякова, решением
проблемы обеспечения независимости избирательных комиссий от региональных
и местных властей является механизм формирования жесткой вертикали
избирательных комиссий. Однако этот же механизм усиливает зависимость
комиссий от федеральной власти.
Согласно закону, формирование избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации осуществляется с учетом предложений ЦИК,
а избирательных комиссий муниципальных образований – с учетом
предложений избирательных комиссий соответствующих субъектов РФ.
Формирование иных избирательных комиссий осуществляется полностью
вышестоящими комиссиями. Избрание председателей избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий
муниципальных образований производится по предложениям соответственно
ЦИК, избирательной комиссии субъекта РФ. Председателей остальных
комиссий назначают вышестоящие комиссии. Решения вышестоящей комиссии
обязательны для нижестоящей. Избирательная комиссия может быть
расформирована за неисполнение решений вышестоящей комиссии.
• предотвращение применения «грязных» технологий:
Целый ряд изменений избирательного законодательства направлен
на исключение возможности использования при проведении выборов
и референдумов так называемого административного ресурса. Предусматривается,
в частности, расширение круга лиц, обязанных в случае регистрации
их в качестве кандидатов временно прекратить исполнение своих
полномочий. Устанавливается запрет на использование лицами, замещающими
государственные и муниципальные должности, преимуществ должностного
или служебного положения в целях оказания предпочтения тому или
иному кандидату либо избирательному объединению.
Серьезной проблемой прошедших избирательных кампаний стали так
называемые информационные войны. Закон разграничивает понятия
«информирование избирателей» и «предвыборная агитация». Содержание
информационных материалов должно быть объективным, достоверным,
не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений
и избирательных блоков. Закон предусматривает запрет представителям
средств массовой информации быть субъектами агитационной деятельности
при осуществлении ими служебных обязанностей.
Закон учитывает негативную практику выдвижения «непроходных»
кандидатов с целью осуществления деятельности в пользу другого
кандидата. Введен запрет на использование кандидатом своего избирательного
фонда, предоставленного ему бесплатного и платного эфирного времени
и печатной площади для поддержки другого кандидата.
Прошедшие избирательные кампании показали, что дестабилизирующим
фактором для избирательного процесса стала практика отказа в регистрации
кандидатов за те или иные нарушения закона, а также отмены регистрации
кандидатов незадолго до дня голосования. В связи с этим в законе
предусмотрен исчерпывающий и значительно сокращенный перечень
оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов.
Отменить регистрацию возможно теперь только в судебном порядке.
Позиция фракции
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала концепцию закона при рассмотрении
его в первом чтении по следующим причинам.
Во-первых, был сделан очень важный, прогрессивный шаг, связанный
с распространением пропорциональной избирательной системы на субъекты
Российской Федерации. В то же время фракция считала, что этот
шаг сделан половинчато и непоследовательно, т.к. проект предоставлял
регионам право, а не обязанность вводить избрание региональных
парламентов по партийным спискам. Фракция приняла решение добиться
во втором чтении закрепления обязательной нормы о пропорциональной
избирательной системе в регионах. И эта позиция стала принципиальной
для фракции при рассмотрении законопроекта в следующих чтениях.
Следующей причиной, по которой фракция поддержала законопроект,
является возможность регистрации кандидатов, выдвинутых политическими
партиями, на основании результатов предыдущих выборов. Эта норма
усиливает позиции партий и, кроме того, позволит противостоять
административному ресурсу региональных властей.
Как положительные фракция отмечала и ряд других норм закона:
• обязанность должностных лиц категории «А» уходить в отпуск
на время избирательной кампании;
• запрет должностным лицам, если они ушли в отставку по собственной
инициативе, участвовать в соответствующих выборах;
• возможность опровергать сведения, порочащие честь и достоинство
кандидатов;
• судебный порядок снятия кандидата за 15 дней до выборов (однако
фракция считала, что и здесь нужно быть более последовательными
и ввести ко второму чтению норму о том, что отстранять кандидатов
можно исключительно в судебном порядке в течение всей избирательной
кампании).
Фракция «ЯБЛОКО» отмечала и серьезные недостатки законопроекта,
которые необходимо было изменить. Позиция фракции «ЯБЛОКО»
по закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации» состоит в
поддержке концепции законопроекта и отстаивании принципиальных
поправок.
Депутатами фракции «ЯБЛОКО» было внесено 225 поправок к проекту
закона. Из них 125 были приняты или учтены.
Фракции «ЯБЛОКО» не удалось воспрепятствовать закреплению в
законе жесткой вертикали избирательных комиссий, однако удалось
внести в закон большое количество важнейших норм.
Благодаря поправкам фракции «ЯБЛОКО» в законе закреплены следующие
принципиальные положения:
• введена обязательная норма, согласно которой не менее половины
состава региональных парламентов должно формироваться по партийным
спискам;
• установлена двухтуровая система избрания главы субъекта Российской
Федерации;
• установлены гарантии партиям по равным условиям проведения агитации
в СМИ;
• установлена возможность призывать граждан не участвовать в голосовании;
• закреплена норма об отмене регистрации кандидатов только через
суд в течение всего периода избирательной кампании;
• закреплена норма, не допускающая большие отклонения от средней
величины избирательного округа по числу избирателей;
• исключена возможность голосования по доверенности;
• исключено положение, согласно которому сбор подписей может проводиться
в строго установленных местах в строго установленном порядке;
• исключена упрощенная форма протокола об итогах голосования (восстановлены
строки, необходимые для обнаружения фальсификаций);
• закреплено положение, запрещающее вмешательство в деятельность
избирательных комиссий органов государственной власти, должностных
лиц.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала закон во втором и третьем чтениях.
Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении:
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
88
|
100
|
12,5
|
84
|
95
|
75
|
79
|
89
|
88
|
"против"
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Федеральный закон «О внесении дополнений в Федеральный
закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации»
Инициаторы: депутаты ГД
Опубликован 27 июля 2002 г.
|
Закон приводит в соответствие нормы Федерального закона «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
нормам Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
в части введения пропорциональной избирательной системы в субъектах
Российской Федерации.
Закон устанавливает, что не менее 50 процентов депутатов законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской
Федерации должны избираться по партийным спискам.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала закон.
Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении:
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
88
|
98
|
94
|
86
|
98
|
83
|
23
|
44
|
88
|
"против"
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
4
|
9
|
0
|
|
Федеральный закон «О внесении изменений в статьи
2 и 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации»
Инициаторы – депутаты ГД
Опубликован 8 июля 2003 г.
|
Государственная Дума практически накануне избирательной кампании
приняла федеральный закон, предусматривающий поэтапное внесение
изменений в положения нового Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации», касающихся возможности участия
в избирательных блоках таких общественных объединений, как общероссийские
общественные организации и движения. Предлагается, в частности,
установить, что эти организации и движения будут участвовать в
составе избирательных блоков только на ближайших выборах в Государственную
Думу. Вместе с тем значительно расширен перечень организаций,
которым не разрешается входить в такие избирательные блоки. С
1 января 2004 г. все иные, кроме политических партий, общественные
объединения будут лишены возможности участия в выборах в органы
государственной власти как самостоятельно, так и в составе блоков.
Избирательные блоки смогут образовывать только партии.
Фракция «ЯБЛОКО» голосовала против Федерального закона.
Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении:
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
6
|
98
|
3
|
7
|
96
|
100
|
83
|
96
|
0
|
"против"
|
47
|
0
|
0
|
17
|
0
|
0
|
2
|
0
|
2
|
"воздер."
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
"не гол."
|
47
|
2
|
97
|
76
|
4
|
0
|
15
|
4
|
98
|
В этот же период были приняты и другие изменения нового Федерального
закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации».
|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в статью 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации»
Инициаторы – депутаты ГД
Опубликован 10 июля 2003 г.
|
Законом предусматривается при образовании избирательных округов
на выборах в законодательные (представительные) органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и представительные органы
местного самоуправления увеличение допустимого отклонения числа
избирателей в одномандатном избирательном округе от средней нормы
представительства избирателей до 20% (в действующем законодательстве
до 10%), в труднодоступных или отдаленных местностях – до 30%
(15%), а на территориях компактного проживания коренных малочисленных
народов – до 40% (30%). Изменения законодательства вызваны необходимостью
обеспечения реального представительства коренных малочисленных
народов в органах государственной власти субъектов Российской
Федерации и органах местного самоуправления.
Фракция «ЯБЛОКО» не поддержала закон в связи с тем, что такие
значительные отклонения от средней величины избирательных округов
нарушают принцип равенства голосов избирателей на выборах.
Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении:
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
6
|
98
|
3
|
7
|
96
|
100
|
83
|
96
|
0
|
"против"
|
47
|
0
|
0
|
17
|
0
|
0
|
2
|
0
|
2
|
"воздер."
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
"не гол."
|
47
|
2
|
97
|
76
|
4
|
0
|
15
|
4
|
98
|
|
Проект Федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации»
Инициаторы – депутаты ГД В.Н. Лысенко, С.С. Митрохин,
Б.Б. Надеждин
Внесен в ГД 25 июня 2002 г.
|
Инициатива по подготовке проекта закона принадлежит фракции «ЯБЛОКО».
Внесение проекта закона поддержали депутаты фракций «СПС» и «Регионы
России».
Проект направлен на реализацию Постановления Конституционного
Суда Российской Федерации, признающего некоторые положения нового
закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации» не соответствующими
Конституции РФ. Кроме того, проект устраняет явные недостатки
юридико-технического характера этого Федерального закона.
В связи с необходимостью реализации Постановления Конституционного
Суда, а также в связи с тем, что после принятия федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации» начался процесс приведения
федерального и регионального законодательства о выборах и референдумах
в соответствие с названным законом, было желательно ускоренное
рассмотрение данного законопроекта. Однако до настоящего момента
законопроект не подготовлен ответственным комитетом к рассмотрению
Государственной Думой в первом чтении.