[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

О порядке формирования
политических партий

Политическая система

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

Принятие закона «О политических партиях» обусловлено необходимостью более четкого определения роли политических партий и их места среди институтов гражданского общества. Основная задача закона – закрепить за партиями исключительное право самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти, соответственно лишив такого права другие общественные объединения.

Проект закона «О политических партиях», внесенный Президентом РФ, рассматривался Государственной Думой одновременно с четырьмя альтернативными законопроектами. Автор одного из альтернативных законопроектов А.В.Шишлов вносил свой проект от имени фракции «ЯБЛОКО»

 

Проект Федерального закона «О политических партиях в Российской Федерации»

Инициатор – депутат фракции «ЯБЛОКО»
А.В. Шишлов
Отклонен в 1 чтении 7 февраля 2001 г.

Законопроект направлен на создание таких правовых основ деятельности партий, которые послужат увеличению возможности влияния граждан на власть, предоставят партиям равные права, исключат возможность влияния государства на деятельность партий.

Проект «ЯБЛОКА» рассматривает политическую партию как ключевой элемент политической системы, как важнейшего посредника между гражданами и властью. «ЯБЛОКО» считает, что именно политические партии должны создавать конкурентную среду, без которой невозможен осознанный выбор оптимального пути развития в обществе. Партии должны нести политическую ответственность за тех, кого они выдвигают и проводят во власть. А для этого партии должны занимать особое место в правовой системе, должны быть единственным видом общественных объединений, которые выдвигают кандидатов в органы государственной власти.

«ЯБЛОКО» считает, что главным критерием при ответе на вопрос, имеет ли партия право на существование, является поддержка граждан, поддержка избирателей, а не численность. В проекте А.В. Шишлова предложены гораздо более либеральные нормы для определения статуса политической партии, чем в президентском проекте, в частности и с учетом того фактора, что субъекты РФ имеют совершенно разный численный состав населения (от 10 миллионов до десятков тысяч). Проектом также предусмотрено, что к партиям, получившим значительную поддержку на выборах, например тем, которые имеют фракции в ГД, критерий численности не должен применяться.

Следующий принципиальный момент – отношения государства и партии, в том числе при создании новых партий. Создание партии – это инициатива и ответственность граждан. В рассматриваемом проекте порядок создания новых политических партий весьма либеральный – не нужно регистрации оргкомитета, не нужно представлять заранее устав и программу еще несуществующей партии и т.д. Таким образом в проекте отсутствуют этапы, на которых возможно вмешательство чиновников, вмешательство власти.

Вопрос невмешательства государства во внутрипартийную жизнь – один из важнейших. Проект закона запрещает органам исполнительной власти осуществлять нормативно-правовое регулирование деятельности партий.

Яблочный проект предусматривает механизмы, гарантирующие внутрипартийную демократию, в частности, требованиями к уставу партии являются положение о тайном голосовании по персональным вопросам, а также положение о том, что партия не может делегировать полномочия коллегиального органа одному человеку.

Очень важными являются положения о приостановлении деятельности партии и ее ликвидации. Проект А.В. Шишлова предусматривает только одно основание для прекращения деятельности политической партии в связи с утратой своего статуса – это неучастие партии в выборах. «ЯБЛОКО» считает, что ликвидировать партию потому, что она перестала соответствовать искусственным критериям численности, абсолютно неправильно. Другой аспект – это нарушение партиями законодательства. Проект вводит норму, согласно которой в суд могут обращаться по таким вопросам не только органы государственной власти, но и другие политические партии. Такой контроль за законностью деятельности партии со стороны политических конкурентов может быть достаточно эффективным.

Проект А.В. Шишлова рассматривался Государственной Думой как альтернативный президентскому законопроекту (см. выше) и трем проектам, внесенным депутатами Государственной Думы. Проект А.В. Шишлова – единственный из пяти указанных, по которому у Правового управления ГД не было замечаний правового характера

Фракция «ЯБЛОКО» предвидела ситуацию, когда все депутатские проекты будут отклонены Государственной Думой. Поэтому депутаты фракции приняли активное участие в деятельности рабочей группы ЦИК и в подготовке проекта ко 2-му чтению. Еще до внесения Президентом РФ законопроекта «О политических партиях» в Государственную Думу в него были включены многие яблочные позиции. Ведущая роль депутатов фракции «ЯБЛОКО» А.В. Шишлова и С.С. Митрохина в рабочей группе, рассматривающей поправки к закону, была отмечена на пленарном заседании Государственной Думы в докладе профильного комитета. В результате этой работы было принято более 40 поправок фракции.

В том числе рабочая группа ЦИК включила в президентский проект ключевое положение о том, что партии являются единственным видом общественных объединений, самостоятельно выдвигающим кандидатов на выборах в органы государственной власти.

 

Федеральный закон «О политических партиях»

Инициатор – Президент РФ
Опубликован 14 июля 2001 г.

Проект закона разрабатывался Центральной избирательной комиссией. Рабочую группу возглавляла Е.П. Дубровина – член ЦИК от «ЯБЛОКА».

Закон «О политических партиях», принятый Государственной Думой, устанавливает следующие требования к политическим партиям:

• в партии должно состоять не менее 10 тысяч членов;
• партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации численностью не менее 100 членов, численность других региональных отделений должна составлять не менее 50 членов.

Закон дает определение политической партии, устанавливает основные принципы деятельности партий, формулирует ограничения на создание и деятельность партий, регулирует вопросы взаимоотношений партий и государства. В законе подробно прописана процедура создания партии и ее государственной регистрации, приостановления ее деятельности и ликвидации, требования к уставу и программе партии. В законе содержатся статьи, посвященные имуществу и денежным средствам партии, ее хозяйственной деятельности. Законом предусмотрено государственное финансирование политических партий в одном из следующих случаев:

• получение федеральным списком, выдвинутым партией на выборах в Государственную Думу, не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
• проведение в Государственную Думу не менее 12 одномандатников;
• получение кандидатом на должность Президента РФ, выдвинутым партией, не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Законом предусмотрено право политической партии отказаться от государственного финансирования.

Переходными положениями закона установлено, что общероссийские политические общественные объединения, созданные до вступления в силу настоящего закона, вправе преобразовываться в политические партии в течение двух лет со дня вступления закона в силу. При этом на протяжении этих двух лет они обладают правом участвовать в выборах. Переходными положениями установлено также, что норма о государственном финансировании политических партий вступает в действие не одновременно со всем законом, но не позднее 1 января 2004 года.

Позиция фракции

Фракция считает, что закон «О политических партиях» в зависимости от своей концепции может выполнять диаметрально противоположные функции:

• он может стать инструментом государственного централизованного контроля за политической жизнью, инструментом ограничения политической активности граждан, тормозом развития гражданского общества;
• либо напротив, стать механизмом обеспечения конституционных гарантий многопартийности и политического плюрализма, способом активизации граждан, шагом на пути к построению гражданского общества – именно такое понимание закона о партиях и отстаивает «ЯБЛОКО».

«ЯБЛОКО» считает, что основной характерной чертой партии должно быть ее систематическое и длительное участие в политической жизни, и в первую очередь – в выборах. Поэтому вопрос о численности не является для «ЯБЛОКА» принципиальным.

Исходя из той концепции, что партии должны способствовать политической структуризации общества, развитию гражданского общества, фракция считает, что участие государства в создании и деятельности политических партий должно быть сведено к минимуму.

В связи с этими принципиальными позициями фракция «ЯБЛОКО» выявила серьезнейшие недостатки проекта закона, внесенного Президентом РФ: установление административного произвола, административного контроля и давления, которые могут использоваться с помощью различных «пробелов» в законе. Фракция выступила категорически против установления надзора государственных органов за деятельностью партий.

В частности, по предложению фракции «ЯБЛОКО» в законе закреплены следующие принципиальные положения:

• возможность для гражданина Российской Федерации быть членом только одной политической партии;
• гарантии конфиденциальности сведений о членах партии;
• принцип равных условий для всех политических партий на получение государственной поддержки;
• уменьшение численности регионального отделения партии до 50 членов (однако в законе сохранено положение о количестве региональных отделений с численностью не менее 100 членов более чем в половине субъектов Федерации);
• обязанность «Российской газеты» бесплатно публиковать сведения об учредительном съезде политической партии и о съезде общественного объединения по преобразованию в политическую партию и др.

Принятие этих и ряда других поправок сделало закон более демократичным, избавило его от одиозных норм.

Главным результатом работы фракции «ЯБЛОКО» над проектом закона стало введение норм, препятствующих вмешательству государственных органов в деятельность партий, в частности:

исключено положение о надзоре прокуратуры РФ за деятельностью партий;
закреплено право политической партии отказаться от государственного финансирования (обязательное введение государственного финансирования, вне зависимости от размера выделенных средств, создавало бы предлог для установления жесткого контроля за партийными финансами).

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала законопроект.


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]