[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Формирование Совета Федерации.
Инициативы «ЯБЛОКА» и Президента

Политическая система

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

По действовавшему до 2000 года порядку членами Совета Федерации становились по должности губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов Федерации. Им приходилось совмещать свою законодательную деятельность в Парламенте РФ с основной работой в качестве глав органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. Такая система не обеспечивала непрерывный характер деятельности Совета Федерации. Кроме того, статус члена Совета Федерации предполагает депутатскую неприкосновенность, что позволяет уходить от ответственности за злоупотребления властью руководителям регионов.

Одним из программных положений «ЯБЛОКА» является изменение порядка формирования Совета Федерации, избрание его членов непосредственно гражданами.

 

Проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты ГД В.Л. Шейнис, Е.Б. Мизулина,
В.А. Калягин, Ю.П. Иванов, В.В. Курочкин, Ю.И. Чуньков
Отклонен ГД 31 мая 2000 г.

В соответствии со своими программными задачами «ЯБЛОКО» внесло законопроект, предусматривающий прямые выборы членов Совета Федерации непосредственно населением. Этот проект был разработан еще в 1999 году депутатами фракции Е.Б. Мизулиной и В.Л. Шейнисом. Законопроект восстанавливает принцип разделения властей при формировании Совета Федерации. Законопроект устанавливает, что членство в Совете Федерации несовместимо с занятием иных должностей в органах государственной власти и местного самоуправления. Согласно проекту закона члены Совета Федерации избираются прямым всеобщим тайным голосованием – по 2 человека от каждого субъекта РФ.

Итоги голосования фракций по проекту «ЯБЛОКА» (в %):

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

95

2

78

44

1

0

9

2

21

"против"

0

21

0

8

97

0

21

69

36

«Яблочный» законопроект был отклонен Государственной Думой в связи с тем, что был принят альтернативный законопроект, внесенный Президентом РФ.

 

Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

Инициатор – Президент РФ
Опуликован 8 августа 2000 г.

Закон устранил прежний порядок вхождения в Совет Федерации по должности и установил новый порядок формирования Совета Федерации. Согласно нему представитель от законодательного (представительного) органа субъекта РФ избирается этим органом, а представитель исполнительного органа назначается высшим должностным лицом.

Позиция фракции

Фракция считает, что существовавший ранее способ формирования Совета Федерации нарушал принцип разделения исполнительной и законодательной властей и принцип разделения федеральной и региональной власти. В этом смысле президентский проект хотя и является шагом вперед, однако не в полной мере соответствует позиции фракции. «ЯБЛОКО» всегда выступало за прямые выборы членов Совета Федерации непосредственно гражданами, поэтому поддержка фракцией «ЯБЛОКО» президентского законопроекта носила условный характер. Фракция активно работала над поправками к президентскому проекту, направленными на его демократизацию.

Заслугой фракции «ЯБЛОКО» является закрепление в проекте закона следующих важнейших положений:

• выборы представителя от законодательного органа субъекта РФ должны проводиться на альтернативной основе тайным голосованием;
• право внесения кандидатур должно принадлежать не только председателю законодательного органа, но и группе депутатов не менее 1/3 от общего числа.

«ЯБЛОКО» выступало против попыток выхолостить суть законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. В частности благодаря позиции «ЯБЛОКА» Государственная Дума отклонила предложение коммунистов законодательно закрепить неприкосновенность за главами субъектов РФ (так как теряя статус члена Совета Федерации, они теряли и неприкосновенность).

Самым главным достижением «ЯБЛОКА» при рассмотрении законопроекта во втором чтении было то, что Государственная Дума отклонила поправку о единоличном назначении губернатором представителя в Совете Федерации от исполнительного органа. Таким образом благодаря активной позиции «ЯБЛОКА» было сохранено положение о том, что законодательный орган субъекта РФ дает согласие на назначение представителя от исполнительной власти.

Именно поэтому фракция поддержала закон в 3 чтении.

Итоги голосования фракций в 3 чтении (в %):

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

80

100

96,8

3,4

97,6

100

72,1

91,9

42,9

"против"

0

0

0

73,9

0

0

7

0

35,7

Однако, после отклонения закона Советом Федерации была создана Согласительная комиссия, которая приняла поправку Совета Федерации, согласно которой представитель исполнительного органа назначается высшим должностным лицом субъекта РФ. Таким образом одно из принципиальных положений, которое отстаивало «ЯБЛОКО», было изменено. В соответствии с новым законом губернаторы получили возможность не только назначать своих представителей в Совете Федерации, но и досрочно прекращать их полномочия.

К 1 января 2002 года было завершено избрание всех членов Совета Федерации в соответствии с новым законом. По мере избрания новых членов Совета Федерации полномочия губернаторов и председателей законодательных органов субъектов РФ как членов Совета Федерации были прекращены.

 

Проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко, С.С. Митрохин
Внесен в ГД 28 июня 2002 г.

«ЯБЛОКО» последовательно, на протяжении нескольких лет, выступало за прямые выборы членов Совета Федерации непосредственно гражданами. Фракция считает, что и действующий с 2000 года порядок формирования Совета Федерации является недемократичным – процедура выдвижения и избрания представителей законодательной и исполнительной ветвей власти субъекта Российской Федерации – членов Совета Федерации – не предусматривает участие избирателей соответствующего региона. Таким образом, члены Совета Федерации могут не учитывать мнения жителей региона, представительство которого они призваны обеспечивать в органе федеральной власти. Это ведет к возможности возникновения таких ситуаций в процессе деятельности Совета Федерации, когда представитель региона действует вопреки интересам жителей территории. С сожалением следует констатировать, что нынешние члены Совета Федерации не представляют ни региональные власти, ни, тем более, жителей соответствующих регионов. Многие новые члены Совета Федерации не скрывают своих истинных мотивов деятельности на этом посту – отстаивание экономических интересов корпораций и ФПГ, чьи интересы они представляют.

По мнению фракции «ЯБЛОКО», природа Совета Федерации как представительного органа власти заключается в представлении и выражении интересов субъектов Федерации, которые формируются жителями и органами власти соответствующей территории. В связи с этим задача федерального законодателя – обеспечить такой механизм делегирования регионами своих представителей, который бы обеспечивал влияние на членов Совета Федерации и органов власти, а также граждан.

Несмотря на то, что в 2000 году «яблочный» проект закона о прямых выборах членов Совета Федерации был отклонен Государственной Думой, в 2001 году фракция создала рабочую группу по подготовке нового проекта Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации с учетом изменившегося избирательного законодательства. В 2002 году проект был внесен в Государственную Думу.

Важно отметить, что предлагаемый в настоящем законопроекте порядок формирования Совета Федерации не требует внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Применительно к Совету Федерации Конституция Российской Федерации (ст. 96) употребляет такой термин как «формирование». При этом Конституция не дает ответа на вопрос о том, каким собственно должен быть сам способ формирования Совета Федерации. Авторы предлагаемого законопроекта убеждены в том, что Конституция не исключает возможность формирования Совета Федерации путём выборов. «Формирование» не является строго юридическим понятием. Аргументы о том, что Конституция не случайно по отношению к Государственной Думе использует понятие «выборы», а по отношению к Совету Федерации – «формирование», то есть «невыборы», не имеют юридического значения.

Авторы законопроекта убеждены, что выборный принцип формирования Совета Федерации наиболее предпочтителен с точки зрения общих закономерностей и тенденций современного парламентаризма. Именно при таком подходе Совет Федерации формируется из высокопрофессиональных людей, владеющих проблемами региона и пользующихся авторитетом как у населения, так и в среде региональной властной элиты.

Основные положения законопроекта

1. Совет Федерации формируется путём выборов, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Выборы члена Совета Федерации от каждого субъекта Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

3. Выборы членов Совета Федерации проходят последовательно в каждом субъекте Федерации по мере окончания срока полномочий ранее избранных (назначенных) представителей регионов.

4. Выборы членов Совета Федерации проходят в пределах административных границ каждого субъекта РФ, на территории которого образуется два одномандатных избирательных округа, раздельно для выборов члена Совета Федерации от законодательного (представительного) органа и члена Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

5. Кандидат в члены Совета Федерации выдвигается главой исполнительной власти региона или законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.

6. В соответствии с законопроектом кандидатура для выдвижения в качестве кандидата в члены Совета Федерации может быть предложена политической партией, избирательным блоком или, в зависимости от мандата, депутатом законодательного органа или главой исполнительной власти субъекта РФ.

7. Выдвижение от законодательного органа субъекта РФ осуществляется путем голосования по всем предложенным кандидатурам, при этом выдвинутым считается кандидат, набравший не менее 1/5 голосов депутатов.

8. Выдвижение от исполнительного органа происходит путем назначения кандидатов главой исполнительной власти региона. При этом, глава исполнительной власти региона должен выдвинуть не менее 5 кандидатов из списка предложенных кандидатур – так обеспечивается принцип альтернативности выборов.

9. После регистрации избирательной комиссией субъекта РФ выдвинутые кандидаты начинают избирательную кампанию с последующим внесением их фамилий в бюллетень для голосования.

10. Финансирование выборов осуществляется за счёт средств федерального бюджета.

В законопроекте отражена высокая степень участия органов государственной власти субъекта РФ в выборах членов Совета Федерации. Стремясь максимально полно отразить смысл части 2 ст. 95 Конституции РФ, авторы законопроекта не только отводят решающую роль указанным органам при выдвижении кандидатов, но и предусматривают процедуру отзыва ими предложенной кандидатуры до дня голосования в сроки и по основаниям, предусмотренным проектом федерального закона. Также предлагается наделить законодательный (представительный) и исполнительный органы власти субъекта РФ правом решать, кто из кандидатов (претендующих на соответствующий мандат), набравших равное число голосов избирателей, станет членом Совета Федерации. В то же время на органы власти субъектов РФ возлагается обязанность обеспечить альтернативность выборов.


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]