|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный
кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской
Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации»
(в части облегчения условий содержания задержанных и осужденных)
Инициатор – Совет Федерации
Опубликован 14 марта 2001 г.
|
Концепция закона состоит в существенной корректировке карательной
политики государства, особенно по отношению к лицам, совершившим
преступление небольшой или средней тяжести, а также сокращении
численности лиц, находящихся в местах изоляции от общества, и
улучшении условий их содержания. Законодатели отказываются от
необоснованно широкой практики применения в качестве меры пресечения
содержания под стражей с целью существенного сокращения числа
лиц, находящихся в СИЗО. Законом предусмотрено:
• не применять заключение под стражу к лицам, обвиняемым в совершении
преступлений небольшой тяжести;
• расширить перечень иных видов процессуального принуждения –
залог, поручительство и др.;
• существенно сократить сроки содержания под стражей во время
следствия и при рассмотрении дел в судах.
Часть законодательных предложений направлена на гуманизацию
условий отбывания наказания. Расширены основания и порядок применения
досрочного освобождения от отбывания наказания.
Фракция поддержала закон.
Итоги голосования фракций (в %) по закону в редакции согласительной
комиссии:
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
95
|
87
|
91
|
78
|
91
|
7
|
73
|
89
|
76
|
"против"
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации в
связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и
основных свобод»
Инициатор – Президент РФ
Опубликован 23 марта 2001 г.
|
Закон направлен на обеспечение прав граждан и принят в связи
с ратификацией Россией Европейской конвенции о защите прав человека
и основных свобод. Законом предусмотрено:
• обеспечить лицам, в отношении которых применены принудительные
меры медицинского характера, право ставить вопрос об изменении
им вида принудительного лечения или об отмене такого лечения.
Таким же правом наделяются родственники и лечащий врач;
• закрепить положение о том, что переписка осужденного с законным
защитником или судом не подвергается цензуре;
• расширить круг лиц, оказывающих юридическую помощь лицу, привлекаемому
к административной ответственности, и потерпевшему.
Значительная часть закона направлена на устранение пробела в
Уголовно-процессуальном кодексе, связанного с особенностями использования,
хранения и уничтожения фонограмм с записями прослушивания лиц,
подозреваемых в совершении преступлений. Федеральным законом «Об
оперативно-розыскной деятельности» установлено, что одним из оперативно-розыскных
мероприятий является прослушивание телефонных переговоров. В УПК
эти вопросы не были урегулированы. Тем самым создавалась ситуация
произвола следственных органов и органов дознания. Принятое изменение
закона допускает контроль и запись телефонных и иных переговоров
только по судебному решению.
Вместе с тем, установленный в законе порядок использования,
хранения и уничтожения фонограмм с записями прослушивания лиц,
подозреваемых в совершении преступлений, нарушает конституционные
права граждан. Еще при принятии Федерального закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» в 1995 году фракция возражала против введения подобного
порядка. Данные обстоятельства и определили голосование фракции.
Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении:
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
47
|
89
|
100
|
12
|
94
|
21
|
71
|
86
|
19
|
"против"
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
10
|
"воздер."
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
"не гол."
|
53
|
11
|
0
|
84
|
6
|
79
|
29
|
14
|
71
|