[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Обратная сила закона

Инициативы «ЯБЛОКА» в области уголовного и уголовно-процессуального права

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

 

Проект федерального закона «О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 10-1»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 ноября 2002 г.

Известно, что уголовный закон имеет обратную силу. Это означает, что если принимается закон, устраняющий преступность деяния или смягчающий наказание за преступление, он будет применяться и к лицам, которые совершили преступление до вступления в силу нового уголовного закона. В этом выражается принцип гуманности уголовного законодательства.

В Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, устанавливающих уголовную ответственность за деяния, подробное определение которым дается в других законах или нормативно-правовых актах. Однако для этих случаев обратная сила закона не применяется. Хотя очевидно, что если изменится указанный акт, то и уголовная ответственность, установленная в Уголовном кодексе и связанная с этим актом, тоже изменится. Значит и в этом случае нужно применить правило об обратной силе.

Предлагаемое дополнение Уголовного Кодекса новой статьей 101 направлено на устранение этого недостатка. Проект закона устанавливает правило: если в соответствии со статьей Уголовного Кодекса установлена уголовная ответственность за нарушение положений, содержащихся в ином нормативном акте, то отмена либо изменение этого нормативного акта, устраняющие возможность уголовной ответственности, распространяются с момента вступления в силу такого нормативного акта также на деяния, совершенные до его издания.

Данный законопроект направлен на реализацию конституционного права граждан, зафиксированного в статье 54 Конституции Российской Федерации: «Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.»

 

Проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 ноября 2002 г.

Положения Уголовного кодекса, предусматривающие обратную силу закона (статья 10), непосредственно связаны с положениями о судимости, поскольку распространяются на лиц, не только отбывающих наказание, но и на лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость. В статье 86 Уголовного кодекса говорится об основаниях наличия судимости, погашения либо снятия судимости. Однако в этой статье не указано, что вступление в силу нового закона, устраняющего преступность деяния, за которое человек был осужден, делает человека не судимым, т.е. по действующему закону судимость у этого человека сохраняется. Из-за того, что судимость не аннулирована, продолжают считаться судимыми люди, признанные не совершавшими преступления в результате вступления в силу нового закона.

Для обеспечения соответствия норм статей 10 и 86 Уголовного Кодекса Российской Федерации предлагается в статью 86 включить положение о том, что лицо, осужденное за совершение деяния, преступность и наказуемость которого были устранены изданным после его совершения уголовным законом, считается с момента вступления в силу такого закона не имевшим судимости.

 

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 29 мая 2002 г.

Еще одна проблема, связанная с реализацией положений статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации об обратной силе закона, содержится в статье 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой статьей уголовное дело подлежит прекращению за отсутствием состава преступления в случае, когда преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом до вступления приговора в законную силу. Эта норма не соответствует положениям статьи 54 Конституции Российской Федерации, не предусматривающим каких бы то ни было ограничений для применения обратной силы уголовного закона. Эта норма не соответствует и статье 10 УК, в соответствии с которой обратная сила закона распространяется в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Очевидно, что приговоры в отношении лиц, отбывающих и, тем более, отбывших наказание вступили в силу еще до начала отбывания ими наказания.

Проектом закона предлагается исключить из статьи 24 УПК слова «до вступления приговора в законную силу» и, тем самым, привести ее в соответствие с Конституцией и Уголовным кодексом.

 

Проект федерального закона «О внесении дополнений в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 июня 2003 г.

Еще одна проблема, связанная с применением обратной силы закона, – это вопрос о том, кто может ходатайствовать перед судом о пересмотре дела в связи с тем, что новый уголовный закон устранил преступность деяния, за которое лицо было осуждено. В соответствии с УПК РФ никто кроме самого осужденного не может ставить перед судом этот вопрос.

Действующий закон, предусматривая возможность изменения условий и порядка исполнения наказания в том числе и в лучшую для осужденного сторону, не всегда последовательно решает вопрос о лицах, по ходатайству либо представлению которых это может быть сделано. Статьей 399 УПК предусмотрено, что вопросы, связанные с исполнением приговора, решаются судом по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание. Однако, ряд вопросов может рассматриваться судом только по ходатайству самого осужденного.

Вместе с тем, в большинстве случаев инициатива так или иначе исходит от администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, а не от осужденного. При наступлении определенных условий осужденный имеет право на изменение условий и порядка исполнения наказания в лучшую для себя сторону. Представители администрации должны объявить осужденному о его праве обратиться в суд с соответствующим ходатайством, т.к. не каждый осужденный может самостоятельно определить момент наступления этих обстоятельств. Тем более осужденный не в состоянии отслеживать все изменения в законодательстве, чтобы вовремя обратиться с ходатайством об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу.

В связи с этим, нет никаких оснований лишать права постановки перед судом указанных вопросов администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Целесообразно предоставить аналогичное право и прокурору, который, отслеживая эти же обстоятельства, кроме того может осуществлять надзор за действиями администрации. Усматривая необоснованность отказа администрации в представлении осужденного к условно-досрочному освобождению либо по другим вопросам изменения условий и порядка исполнения наказания в лучшую для осужденного сторону, прокурор должен иметь право самостоятельно внести представление об этом в суд.

Таким образом, проект закона, внося изменения в статью 399 УПК, предоставляет возможность обращаться в суд с представлением и администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, и прокурору по всем вопросам, связанным с исполнением приговора.

С другой стороны, действующий УПК ограничивает круг вопросов, по которым осужденные имеют возможность обращаться в суд самостоятельно.

Проект закона значительно расширяет перечень вопросов, по которым осужденному предоставлено право ходатайствовать перед судом об изменении условий и порядка исполнения наказания. Кроме того, по всему этому расширенному перечню вопросов проект закона предоставляет право обращения в суд с ходатайством кроме самого осужденного также и защитнику осужденного, его законным представителям и близким родственникам.

Законопроект устраняет также внутренние противоречия, содержащиеся в УПК, и противоречие положений УПК статьям Уголовного кодекса.

Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Государство обязано осуществлять контроль за возможностью реализации гражданами своих прав, оказывать им помощь в такой реализации, служить гарантом того, что любой гражданин вне зависимости от обстоятельств (в том числе – связанных с пребыванием в местах лишения свободы) может осуществлять свои права, предоставленные ему Конституцией и законодательством.

Проект закона направлен на реализацию конституционного права граждан на государственную защиту их прав и свобод.


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]