|
Проект федерального закона «О дополнении Уголовного
кодекса Российской Федерации статьей 10-1»
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 ноября 2002 г.
|
Известно, что уголовный закон имеет обратную силу. Это означает,
что если принимается закон, устраняющий преступность деяния или
смягчающий наказание за преступление, он будет применяться и к
лицам, которые совершили преступление до вступления в силу нового
уголовного закона. В этом выражается принцип гуманности уголовного
законодательства.
В Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, устанавливающих
уголовную ответственность за деяния, подробное определение которым
дается в других законах или нормативно-правовых актах. Однако
для этих случаев обратная сила закона не применяется. Хотя очевидно,
что если изменится указанный акт, то и уголовная ответственность,
установленная в Уголовном кодексе и связанная с этим актом, тоже
изменится. Значит и в этом случае нужно применить правило об обратной
силе.
Предлагаемое дополнение Уголовного Кодекса новой статьей
101 направлено на устранение этого недостатка. Проект закона устанавливает
правило: если в соответствии со статьей Уголовного Кодекса установлена
уголовная ответственность за нарушение положений, содержащихся
в ином нормативном акте, то отмена либо изменение этого нормативного
акта, устраняющие возможность уголовной ответственности, распространяются
с момента вступления в силу такого нормативного акта также на
деяния, совершенные до его издания.
Данный законопроект направлен на реализацию конституционного
права граждан, зафиксированного в статье 54 Конституции Российской
Федерации: «Если после совершения правонарушения ответственность
за него устранена или смягчена, применяется новый закон.»
|
Проект федерального закона «О внесении дополнения
в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 ноября 2002 г.
|
Положения Уголовного кодекса, предусматривающие обратную силу
закона (статья 10), непосредственно связаны с положениями о судимости,
поскольку распространяются на лиц, не только отбывающих наказание,
но и на лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость. В статье
86 Уголовного кодекса говорится об основаниях наличия судимости,
погашения либо снятия судимости. Однако в этой статье не указано,
что вступление в силу нового закона, устраняющего преступность
деяния, за которое человек был осужден, делает человека не судимым,
т.е. по действующему закону судимость у этого человека сохраняется.
Из-за того, что судимость не аннулирована, продолжают считаться
судимыми люди, признанные не совершавшими преступления в результате
вступления в силу нового закона.
Для обеспечения соответствия норм статей 10 и 86 Уголовного
Кодекса Российской Федерации предлагается в статью 86 включить
положение о том, что лицо, осужденное за совершение деяния, преступность
и наказуемость которого были устранены изданным после его совершения
уголовным законом, считается с момента вступления в силу такого
закона не имевшим судимости.
|
Проект федерального закона «О внесении изменения
в статью 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации»
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 29 мая 2002 г.
|
Еще одна проблема, связанная с реализацией положений статьи 10
Уголовного кодекса Российской Федерации об обратной силе закона,
содержится в статье 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации. В соответствии с этой статьей уголовное дело подлежит
прекращению за отсутствием состава преступления в случае, когда
преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым
уголовным законом до вступления приговора в законную силу. Эта
норма не соответствует положениям статьи 54 Конституции Российской
Федерации, не предусматривающим каких бы то ни было ограничений
для применения обратной силы уголовного закона. Эта норма не соответствует
и статье 10 УК, в соответствии с которой обратная сила закона
распространяется в том числе на лиц, отбывающих наказание или
отбывших наказание, но имеющих судимость. Очевидно, что приговоры
в отношении лиц, отбывающих и, тем более, отбывших наказание вступили
в силу еще до начала отбывания ими наказания.
Проектом закона предлагается исключить из статьи 24 УПК
слова «до вступления приговора в законную силу» и, тем самым,
привести ее в соответствие с Конституцией и Уголовным кодексом.
|
Проект федерального закона «О внесении дополнений
в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации»
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 июня 2003 г.
|
Еще одна проблема, связанная с применением обратной силы закона,
– это вопрос о том, кто может ходатайствовать перед судом о пересмотре
дела в связи с тем, что новый уголовный закон устранил преступность
деяния, за которое лицо было осуждено. В соответствии с УПК РФ
никто кроме самого осужденного не может ставить перед судом этот
вопрос.
Действующий закон, предусматривая возможность изменения условий
и порядка исполнения наказания в том числе и в лучшую для осужденного
сторону, не всегда последовательно решает вопрос о лицах, по ходатайству
либо представлению которых это может быть сделано. Статьей 399
УПК предусмотрено, что вопросы, связанные с исполнением приговора,
решаются судом по представлению учреждения или органа, исполняющего
наказание. Однако, ряд вопросов может рассматриваться судом только
по ходатайству самого осужденного.
Вместе с тем, в большинстве случаев инициатива так или иначе
исходит от администрации учреждения или органа, исполняющего наказание,
а не от осужденного. При наступлении определенных условий осужденный
имеет право на изменение условий и порядка исполнения наказания
в лучшую для себя сторону. Представители администрации должны
объявить осужденному о его праве обратиться в суд с соответствующим
ходатайством, т.к. не каждый осужденный может самостоятельно определить
момент наступления этих обстоятельств. Тем более осужденный не
в состоянии отслеживать все изменения в законодательстве, чтобы
вовремя обратиться с ходатайством об освобождении от наказания
или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона,
имеющего обратную силу.
В связи с этим, нет никаких оснований лишать права постановки
перед судом указанных вопросов администрацию учреждения или органа,
исполняющего наказание.
Целесообразно предоставить аналогичное право и прокурору, который,
отслеживая эти же обстоятельства, кроме того может осуществлять
надзор за действиями администрации. Усматривая необоснованность
отказа администрации в представлении осужденного к условно-досрочному
освобождению либо по другим вопросам изменения условий и порядка
исполнения наказания в лучшую для осужденного сторону, прокурор
должен иметь право самостоятельно внести представление об этом
в суд.
Таким образом, проект закона, внося изменения в статью 399 УПК,
предоставляет возможность обращаться в суд с представлением и
администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, и
прокурору по всем вопросам, связанным с исполнением приговора.
С другой стороны, действующий УПК ограничивает круг вопросов,
по которым осужденные имеют возможность обращаться в суд самостоятельно.
Проект закона значительно расширяет перечень вопросов, по которым
осужденному предоставлено право ходатайствовать перед судом об
изменении условий и порядка исполнения наказания. Кроме того,
по всему этому расширенному перечню вопросов проект закона предоставляет
право обращения в суд с ходатайством кроме самого осужденного
также и защитнику осужденного, его законным представителям и близким
родственникам.
Законопроект устраняет также внутренние противоречия, содержащиеся
в УПК, и противоречие положений УПК статьям Уголовного кодекса.
Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации «государственная
защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
гарантируется». Государство обязано осуществлять контроль за возможностью
реализации гражданами своих прав, оказывать им помощь в такой
реализации, служить гарантом того, что любой гражданин вне зависимости
от обстоятельств (в том числе – связанных с пребыванием в местах
лишения свободы) может осуществлять свои права, предоставленные
ему Конституцией и законодательством.
Проект закона направлен на реализацию конституционного права
граждан на государственную защиту их прав и свобод.