|
Федеральный закон «Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации»
Инициатор – Высший Арбитражный Суд РФ
Опубликован 27 июля 2002 г.
Вступил в силу 1 сентября 2002 г.
|
Принятый Государственной Думой Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации направлен на регламентацию вопросов, связанных
с особенностями судопроизводства в арбитражных судах как органах,
разрешающих экономические споры.
Необходимость разработки кодекса была вызвана некоторыми выявленными
на практике пробелами и внутренними противоречиями действующего
кодекса, а также несогласованностью с другими законами, вступившими
в силу после 1995 г.
Практически одновременное рассмотрение Государственной Думой
двух новых кодексов – Арбитражного процессуального и Гражданского
процессуального – позволило четко разграничить полномочия арбитражных
судов и судов общей юрисдикции. Таким образом была исключена альтернативная
подведомственность судов, что ранее создавало возможность принятия
противоположных решений разными судами по одному и тому же делу.
В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации предпринята
попытка осуществить сочетание принципа состязательности сторон
с определенной активностью суда.
Кодекс вводит упрощенную процедуру рассмотрения дел по спорам
на мелкие суммы и бесспорным делам. Установлена и возможность
урегулирования споров между субъектами предпринимательской деятельности
вне рамок судебного заседания, путем мирового соглашения. В целях
обеспечения оперативности процесса и сокращения нагрузки на судью
водится институт помощника судьи.
Законом изменены полномочия прокурора в арбитражном процессе:
прокурор лишен права принесения протеста, возможность обращения
в арбитражный суд прокурора связана только с защитой публичных
(государственных) интересов.
Позиция фракции
Фракция «ЯБЛОКО» считала необходимым изменение законодательства
в сфере арбитражного процесса и поддержала закон в 1 чтении. Между
тем, некоторые положения законопроекта нуждались в доработке,
в связи с чем фракция внесла пакет поправок к кодексу, активно
участвовала в деятельности рабочей группы. Всего депутатами фракции
было внесено 150 поправок. Из них принято 97, отклонено
53. Все принципиальные поправки фракции были приняты.
Фракция «ЯБЛОКО» добилась того, что:
судья при совершении всех процессуальных действий подчиняется
закону, а не своему усмотрению:
• приняты предложения фракции по четкому разграничению полномочий
арбитражных судов и судов общей юрисдикции;
• исключены отсылки к Регламенту арбитражных судов. Все вопросы
арбитражного судопроизводства теперь регулируются только федеральным
законом;
• закреплено положение, согласно которому дело, рассмотрение которого
начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено
этим же судьей или составом суда. Сокращено количество исключений
из этого правила;
• закреплено положение, согласно которому вопрос об отводе всего
рассматривающего дело состава суда разрешается председателем арбитражного
суда или его заместителем (в проекте этот вопрос рассматривался
самим составом суда, на который был заявлен отвод);
• помощник судьи не может исполнять процессуальные действия, возложенные
на судью;
установлены гарантии прав лиц, участвующих в деле:
• приняты предложения фракции на установление судебного порядка
рассмотрения в порядке надзора жалоб на принятое судом решение.
Ранее заинтересованное лицо могло обратиться к прокурору, который
по своему усмотрению приносил или не приносил протест. Теперь
жалоба в обязательном порядке будет рассмотрена судом, притом
– коллегиально;
• установлен запрет на разглашение сведений, ставших известными
в ходе судебного разбирательства и составляющих государственную,
коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
• исключена норма, обязывающая любых лиц, участвующих в деле,
представлять в суд до начала судебного заседания письменный текст
своего предстоящего выступления в суде и затем выступать в суде
только в соответствии с этой письменной позицией;
• установлена возможность лицам, участвующим в деле, знакомиться
с особым мнением судьи, изложенным в письменной форме;
• установлена уголовная ответственность эксперта за дачу ложного
заключения, переводчика – за ложный перевод;
• зафиксировано право свидетеля на возмещение расходов, связанных
с вызовом в суд и на получение денежной компенсации в связи с
потерей времени;
арбитражный суд совершает определенные процессуальные
действия только в случае инициативы сторон, обеспечивая таким
образом принцип состязательности:
• исключено положение о том, что арбитражный суд в ходе судебного
разбирательства должен по собственной инициативе содействовать
сторонам в достижении ими согласия в поисках взаимоприемлемого
разрешения;
• установлено, что арбитражный суд передает дело на рассмотрение
другого арбитражного суда в случае, только если об этом было ходатайство
обеих сторон (ранее суд сам принимал такое решение, а стороны
лишь давали согласие на инициативу суда);
прокурор лишен надзорных функций по отношению к судам.
Прокурор стал равным участником процесса, порядок его участия
в процессе ограничен определенным кругом дел. Также исключается
возможность участия в процессе органов государственной власти
и местного самоуправления:
• в соответствии с поправками фракции составлен конкретный перечень
случаев, когда прокурор может обратиться в арбитражный суд: в
случае оспаривания правовых актов в сфере экономической деятельности;
в случае исков по сделкам, совершенным органами государственной
власти и местного самоуправления, предприятиями и учреждениями,
имеющими долю участия государства. Исключена возможность вмешательства
прокурора в иные экономические споры.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала Арбитражный процессуальный кодекс.
Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении: