В связи с принятием новой редакции статьи 37 Уголовного кодекса
о необходимой обороне и применением обратной силы уголовного закона
в законодательстве обнаружился ряд недостатков.
Известно, что в соответствии с Конституцией уголовный закон
имеет обратную силу. Это означает, что если принимается закон,
устраняющий преступность деяния или смягчающий наказание за преступление,
он будет применяться и к лицам, которые совершили преступление
до вступления в силу нового уголовного закона. В этом выражается
принцип гуманности уголовного законодательства.
В уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве существует
ряд положений, которые не согласуются, а иногда и противоречат
принципу, закрепленному в статье 54 Конституции РФ: «если после
совершения правонарушения ответственность за него устранена или
смягчена, применяется новый закон.» Депутаты фракции «ЯБЛОКО»
разработали и внесли в Государственную Думу ряд законопроектов,
направленных на устранение этих недостатков.
|
Проект федерального закона «О дополнении Уголовного
кодекса Российской Федерации статьей 10-1»
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 ноября 2002 г.
|
В Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, устанавливающих
уголовную ответственность за деяния, подробное определение которым
дается в других законах или нормативно-правовых актах. Однако
для этих случаев обратная сила закона не применяется. Хотя очевидно,
что если изменится указанный акт, то и уголовная ответственность,
установленная в Уголовном кодексе и связанная с этим актом, тоже
изменится. Значит и в этом случае нужно применить правило об обратной
силе.
Предлагаемое дополнение Уголовного Кодекса новой статьей
10–1 направлено на устранение этого недостатка. Проект закона
устанавливает правило: если в соответствии со статьей Уголовного
Кодекса установлена уголовная ответственность за нарушение положений,
содержащихся в ином нормативном акте, то отмена либо изменение
этого нормативного акта, устраняющие возможность уголовной ответственности,
распространяются с момента вступления в силу такого нормативного
акта также на деяния, совершенные до его издания.
Данный законопроект направлен на реализацию конституционного
права граждан, зафиксированного в статье 54 Конституции Российской
Федерации: «Если после совершения правонарушения ответственность
за него устранена или смягчена, применяется новый закон.»
|
Проект федерального закона «О внесении дополнения
в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 ноября 2002 г.
|
Проект направлен на то, что если лицо считается не совершавшим
преступления в связи с принятием нового закона, то оно соответственно
должно считаться несудимым. В настоящий момент в подобных случаях
судимость не аннулируется (см. подробнее Раздел «Инициативы «ЯБЛОКА»
в области уголовного и уголовно-процессуального права»).
|
Проект федерального закона «О внесении изменения
в статью 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации»
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 29 мая 2002 г.
|
Проектом федерального закона предлагается снять еще одно ограничение
конституционного права на применение обратной силы уголовного
закона. Дело в том, что в УПК содержится положение, согласно которому
уголовное дело подлежит прекращению только в том случае, когда
новый уголовный закон, устраняющий преступность деяния, был принят
до вступления приговора в законную силу. Однако, в соответствии
с Конституцией, лица, для которых приговор вступил в силу, и они
отбывают или уже отбыли наказание, также имеют право на применение
к ним правила об обратной силе закона. Таким образом, их уголовные
дела также должны быть прекращены. Проект закона направлен на
устранение этого недостатка (см. подробнее Раздел «Инициативы
«ЯБЛОКА» в области уголовного и уголовно-процессуального права»).
|
Проект Федерального закона «О внесении дополнений
в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации»
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 июня 2003 г.
|
Разработка проекта закона была связана с проблемой осуществления
конституционного права на обратную силу уголовного закона. Лица,
подлежащие освобождению от уголовной ответственности и наказания
в связи с изданием закона, имеющего обратную силу, на практике
зачастую не могут осуществить это право. Связано это с тем, что
осужденные, находясь в местах лишения свободы, не в состоянии
отслеживать все изменения в законодательстве, чтобы вовремя обратиться
с ходатайством в суд. Однако, в соответствии с Уголовно-процессуальным
кодексом, никто, кроме осужденного, не может ставить перед судом
эти вопросы.
Депутаты-яблочники уверены, что правом обращения в суд, наряду
с осужденным, должны также обладать администрация учреждения или
органа, исполняющего наказание, а также прокурор. Администрация
всегда в курсе, у кого из осужденных изменились обстоятельства
исполнения приговора. Прокурор может самостоятельно отслеживать
эти вопросы, а также осуществлять надзор за действиями администрации.
Соответствующие предложения содержатся в проекте закона.
Кроме того, проект закона значительно расширяет круг вопросов,
по которым осужденный сам вправе ходатайствовать перед судом об
изменении условий и порядка исполнения наказания, а также по всему
этому расширенному перечню вопросов предоставляет право обращения
в суд с ходатайством кроме самого осужденного также и защитнику
осужденного, его законным представителям и близким родственникам.
Согласно статье 45 Конституции РФ «государственная защита прав
и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
Государство обязано гарантировать любому гражданину вне зависимости
от обстоятельств (в том числе – связанных с пребыванием в местах
лишения свободы) возможность осуществлять свои права, предоставленные
ему Конституцией и законодательством. Проект закона направлен
на реализацию конституционного права граждан на государственную
защиту их прав и свобод (см. подробнее Раздел «Инициативы «ЯБЛОКА»
в области уголовного и уголовно-процессуального права»).