Начать изложение нашего видения долгосрочной стратегии
развития страны и общества хотелось бы с совершенно банального
вопроса, ответ на который тем не менее совсем не очевиден:
а для чего нужна стране долгосрочная экономическая стратегия?
Действительно, есть точка зрения (кстати, одно время весьма
популярная среди нашей политической элиты), что жизнь сама
все расставит по местам, если ей не мешать это делать. С
этой точки зрения, любая попытка вмешаться в стихийные процессы
саморегулирования и естественного отбора якобы мешает формированию
«эффективных» структур и, значит, лишь затягивает рассасывание
имеющихся в обществе проблем. В частности, в нашем случае,
то, какую форму примут экономика и общественные институты
после того, как прежняя система рухнула под грузом собственных
проблем и невозможности их разрешения, согласно этой логике,
должен определить стихийный процесс самоорганизации активной
части населения и перехода ресурсов общества из одних рук
в другие, до тех пор пока последние не обретут так называемого
эффективного собственника.
Трудно сказать, чего больше в таких рассуждениях – непонимания
ситуации или циничного лукавства. Однако результатом такого
подхода может быть только затягивание нынешнего «переходного
периода» на очень и очень длительный исторический срок и
ничем не оправданные экономические и нравственные потери,
связанные с утратой значительной части ресурсов общества
(в том числе ресурса общественного доверия) в процессе неизбежных
при таком подходе периодических кризисов и переделов. Мы
уже неоднократно пытались показать в предыдущих работах,
что двенадцать лет, прошедшие после краха старой советской
системы в 1991 г., с исторической точки зрения, конечно,
изменили жизнь страны в, безусловно, правильном направлении,
однако реальная практика так называемых реформ была такова,
что они нанесли колоссальный ущерб производительным ресурсам
нашего общества, привели к утрате значительной части его
человеческого, интеллектуального и нравственного капитала.
Более того, они подвели российское общество к той опасной
черте, за которой начинается общественный регресс и распад
базовых институтов общества, его демодернизация.
Для определенных целей, например для разворовывания общественных
активов и организации сомнительных «деловых проектов», такая
стихийная «общественная самоорганизация», как та, что имела
место в России в 90-е годы прошлого века, – это чрезвычайно
удобная среда (известно ведь, в какой воде хорошо ловится
рыбка). Однако с точки зрения нормальной, а не извращенной
логики, общество не может и не должно соглашаться платить
такую колоссальную цену за призрачную перспективу стихийного
формирования эффективной экономической и политической системы
в отдаленной исторической перспективе.
Иногда в оправдание отсутствия ясной и детально разработанной
стратегии действий приводят аргумент иного рода. Очевидно,
что решения текущих социальных и экономических задач в каждый
данный момент, как правило, лежат в узком коридоре возможностей,
обусловленных объективными условиями, которые заданы как
природными законами, так и историческими факторами, прежде
всего состоянием экономики и общества и особенностями их
предшествующего развития. Границы возможного определены
довольно жестко, а в некоторых случаях сужаются до одного-единственного
доступного решения. (Кстати говоря, именно поэтому в странах
с развитой экономикой и стабильным гражданским обществом
приход к власти партий, провозглашающих разную идеологию
общественного развития, как правило, не приводит к немедленным
заметным изменениям в социально-экономической сфере, а в
некоторых случаях реально происходящие в ней изменения идут
вразрез с общественными установками, публично объявляемыми
правящей в данный момент партией.)
Действительно, общество – это не чистый лист бумаги, на
котором можно нарисовать что угодно и заставить работать
в угоду чьим-то субъективным представлениям. Так же и в
экономике – в каждый реальный момент времени существует
конкретная ситуация, унаследованная от прошлого, и она,
эта ситуация, диктует возможность или невозможность большинства
решений, которые может предложить нам теория. С этой точки
зрения видение стратегии, представление о долгосрочных целях,
идеология кажутся фактором вторичным и не имеющим большого
непосредственного значения, во всяком случае на тех исторических
отрезках, когда общество не испытывает революционных потрясений.
Тем не менее на самом деле это не так. Диапазон степеней
свободы в принятии решений в конкретной исторической ситуации
действительно узок, но это все же диапазон, а не стальные
рельсы, по которым можно двигаться в заданном направлении,
но нельзя никуда свернуть. В диапазоне возможностей, как
в коридоре, можно держаться правой или левой стенки; можно
лезть напролом, рискуя сломать обществу шею, а можно видеть
и обходить препятствия, выбирать те или иные промежуточные
ориентиры. Соответственно, разным будет и исход. В зависимости
от того, какой путь мы выберем в заданном диапазоне, мы
можем оказаться в самых различных точках, в каждой из которых
есть свои новые варианты решений и возможностей. При этом
в каком-то варианте наши возможности будут со временем расширяться,
в другом – сужаться, а в третьем мы вообще можем оказаться
в историческом тупике.
Поэтому даже в краткосрочной перспективе долгосрочное
видение задач действительно имеет значение, и только это
видение позволит нам вовремя обнаруживать и исправлять те
ошибки, которые можно исправить, и не совершать ошибок неисправимых
или роковых.
В нашем конкретном случае из той ситуации, в которой мы
оказались, а точнее – в которую нас загнали, есть как
минимум два выхода – формирование основ современного динамичного
хозяйства, опирающегося на сильное гражданское общество
и сильное эффективное государство, или полуфеодальная
застойная экономическая система, неизбежно дополняемая
слабой и коррумпированной центральной властью и произволом
«сильных людей» на местах. Вопрос о том, каким будет выход
из этой ситуации на практике, о чем мы также уже говорили,
до сих пор остается открытым, и никакой из возможных результатов
не предопределен жестко нашим нынешним положением. Поэтому
сегодня нам вдвойне, втройне важно не полагаться на волю
исторического случая, не надеяться, что «кривая вывезет»,
а очень четко сформулировать объединяющую общество цель,
определить приоритеты и, действуя в рамках возможного,
совместными усилиями общества и власти, общества и государства
заставить события пойти по позитивному для нашей страны
сценарию.