Но, к сожалению, проблема заключается не только в структурном
перекосе. Хорошо знакомая нам общественная система корпоративно-криминального
типа по своей природе является застойной, прежде всего в
силу ущербности ее сегментированного рынка, неизбежно высоких
издержек для производителя и отсутствия механизма долгосрочного
воспроизводства и увеличения экономических ресурсов. Да,
средние темпы экономического роста за последние четыре года
были относительно высокими, но, во-первых, уже в прошлом
году они сократились до скромных четырех с небольшим процентов,
а во-вторых, наблюдались в условиях совершенно особых благоприятных
условий – сочетания высоких цен на основные предметы российского
топливно-сырьевого экспорта с эффектом резкого реального
обесценения национальной валюты в ходе предшествовавшего
началу роста финансового кризиса. С исчезновением этих особых
условий темпы роста ВВП сокращаются до 3–4% в год, что недостаточно
для глубоких качественных сдвигов в экономике и обществе
в обозримой исторической перспективе.
В частности, такие темпы роста не позволят решить проблему
занятости населения, о которой было сказано выше; не позволят
существенно повысить общий уровень благосостояния и доходов,
ликвидировать очаги застойной нищеты и бедности.
Такие темпы, далее, кажутся совершенно неприемлемыми для
решения проблемы формирования в стране полноценного государственного
бюджета – задача, которая в ближайшие годы будет стоять
чрезвычайно остро. Я уже говорил выше, что размеры государственного
бюджета сегодня абсолютно не адекватны масштабу стоящих
перед страной нерешенных задач. Так вот, у нас есть все
основания опасаться, что при существующей системе страна
и в перспективе обречена на такой же сбалансированный «мини-бюджет»,
доходов которого будет хронически не хватать даже на достойную
оплату труда госслужащих.
Конечно, проблему коррумпированности и некомпетентности
госаппарата одним повышением окладов его чиновников не решить.
Но без такого повышения невозможно ни ликвидировать систему
«кормления» с должности, ни привлечь в государственный аппарат
людей, в принципе способных достичь приемлемого уровня профессиональной
компетентности. Должно быть очевидно, что с таким бюджетом,
как сейчас, у страны никогда не будет ни современных вооруженных
сил, ни независимой судебной системы, ни честных и профессиональных
правоохранительных органов, а самовоспроизводство порочной
системы «неформальной» юстиции невозможно будет прервать
даже с помощью самой искренней политической воли.
Не спасет и предлагаемое в качестве чуть ли не панацеи
сокращение государственного аппарата, даже самое радикальное.
Во-первых, например, та же судебная система страдает от
объективной нехватки судей для оперативного рассмотрения
растущего количества дел; о сокращении штатов в государственной
социальной и пенитенциарной системах может всерьез говорить
только безумец, и вообще: список сфер, где положение в обозримом
будущем неизбежно будет оставаться критическим, можно продолжать
очень долго. А во-вторых, массовое сокращение общественного
сектора при невозможности частного сколько-нибудь заметно
увеличить занятость – это прямой путь к социальной и политической
нестабильности. Так что «экономить» на зарплате бюджетников
не просто проблематично, но и опасно.
Не может быть бесплатным для бюджета и поддержание хотя
бы умеренного экономического роста: ремонт и строительство
дорог, поддержание работоспособности общенациональных сетей
коммуникаций, охрана окружающей среды – все это требует
неизбежных крупных затрат из федерального бюджета. Преодоление
сырьевой направленности экономики, если такая задача будет
поставлена, также не может быть реализована без определенных
бюджетных затрат: страхование и кредитование сделок по экспорту
высокотехнологичной продукции во всем мире осуществляется
при участии государственных агентств, и Россия при всем
желании не сможет стать счастливым исключением из этого
правила. А ведь еще остаются хотя бы самые элементарные
инвестиции в будущее развитие, каковыми являются затраты
на инфраструктуру, общее и профессиональное образование,
финансирование некоторых видов НИОКР и т.д.
C этой точки зрения нынешняя «победа» правительства над
бюджетным дефицитом путем механического урезания федеральных
расходов и перекладывания значительной части требующих финансирования
государственных функций на региональные и местные бюджеты
– достижение сомнительного характера. Действительное реформирование
экономики и общества, если на то появится политическая воля,
все равно потребует использования значительных общественных
ресурсов, и размеры бюджетной системы, как и ее характер,
неизбежно должны быть иными.
Поэтому предусматриваемая даже оптимистическими сценариями
Министерства экономики среднесрочная экономическая динамика
(прирост ВВП до 6% в год) фактически означает, что по крайней
мере в обозримом будущем разрыв, отделяющий Россию от развитых
стран, существенно не сократится. Следовательно, кардинального
улучшения положения в таких жизненно важных областях, как
обеспечение полноценной занятости трудоспособного населения,
которая бы соответствовала уровню накопленного человеческого
капитала, достойного уровня жизни для большинства граждан,
стабилизация демографической ситуации, обеспечение безопасности
границ и т.п. при сохранении нынешней ситуации ожидать не
приходится. В результате даже при отсутствии абсолютных
спадов или резкого замедления роста Россия будет оставаться
огромной слабозаселенной и малоосвоенной территорией, экономическая
отсталость которой будет все более очевидной на фоне подтягивающейся
к стандартам ЕЭС Центральной и Восточной Европы и динамичных
«новых индустриальных экономик» Азии.
В конце концов важны не проценты роста как таковые. В
конечном счете, нас всех должно интересовать создание экономических
возможностей для преодоления отставания или, иначе говоря,
выживания страны, сохранение российской государственности
и суверенитета. Для того, чтобы понять это, достаточно посмотреть
на карту и увидеть, что у России наиболее протяженные границы
с весьма опасными и непредсказуемыми регионами мира, и в
связи с этим оценить масштабы необходимых в ближайшие 10–12
лет затрат на вооруженные силы, жилищно-коммунальную инфраструктуру,
медицину, образование, преодоление демографического кризиса,
современное освоение Сибири и укрепление нашего экономического
суверенитета на Дальнем Востоке.
В России же создан такой мутант рыночной экономики, который
в принципе не в состоянии сейчас и не будет в состоянии
никогда (если его не изменить коренным образом) решить
или хотя бы облегчить решение вышеперечисленных задач.
И в этом смысле прозвучавшая весной этого года завуалированная
полемика между президентом и премьером по поводу неоправданной,
по мнению президента, скромности и «неамбициозности» правительственных
прогнозов экономического роста на ближайшие годы в сущности
означает (осознанное или неосознанное) политическое признание
того факта, что рамки возможностей для экономического,
а следовательно и социального прогресса в существующей
системе очень и очень узки.