|
|
|
1.Стратегия
развития
|
Новый курс, направленный на построение европейской
социальной рыночной экономики с минимальным, но эффективным
государственным регулированием и сильной социальной
политикой, обеспечивающий создание условий для сбалансированного
устойчивого развития экономики и существенного роста
благосостояния всех слоев населения.
|
Сделать реальностью полноценное соблюдение прав и
свобод человека в России, общими силами вырастить
гражданское общество, выдавить из себя рабство.
|
2. Задачи
|
• Радикальное улучшение демографической ситуации;
• цивилизованное освоение восточных районов
страны;
• защита наших границ и сохранение целостности
государства;
• полноправное вхождение в Европейское сообщество.
|
• Сократить вмешательство государства в экономику;
• изменить конституционный строй – внести в
конституцию изменения, касающиеся гарантий прав и
свобод человека, принципа разделения властей;
• укрепить институты государственной власти
в сфере обеспечения законности и правопорядка;
• разграничить власть и деньги;
• обеспечить баланс между доходами и обязательствами
государства.
|
3.Характер
государства
|
• Социальное государство, подразумевающее:
ограничение рынка там, где он неспособен эффективно
распределять ресурсы (на произвол рыночной стихии
не должны быть брошены оборона, безопасность, образование,
здравоохранение, наука, культура);
сильную социальную политику, надежную защиту граждан.
|
Сильное и недорогое государство, в обязанности которого
входят:
• выработка и неукоснительное соблюдение законов;
• обеспечение стабильности национальной валюты
и сбалансированности бюджета;
• сбор налогов и рациональное расходование собранных
средств.
|
4. Ценности
|
1. Приоритет гражданина над государством: государство
для человека, а не человек для государства, экономика
для человека, а не чело-век для экономики.
2. Принципы построения общества: свобода и справедливость,
ответственность, терпимость, солидарность, равенство
возможностей. Социальное партнерство.
3. В политике – принципы ответственности, нравственности,
предсказуемости, справедливости, профессионализма.
|
• Свобода, гарантированная демократией.
n Приверженность общечеловеческим ценностям.
• Либеральные идеи, либеральные решения.
• Высшей ценностью являются: чело-век, его права
и сво-боды – это символ веры либерализма;
ответственность человека и гражданина; государство
для граждан,
а не граждане для государства.
• власть разумных законов – правовое государство.
• больше законов, меньше голосований.
• Независимость судебной власти.
|
5. Положение в мире, степень открытости.
|
Полноценная интеграция России с Европой ко второй
четверти ХХI в., формирование совместного полюса силы,
активизация интеграционных процессов в СНГ как путь
к процветанию, путь сохранения целостности, независимости,
национальной идентичности.
|
• Формирование нового образа великой державы
и нового патриотизма – Россия в ХХI веке может и должна
выступить всемирным гарантом либеральных ценностей
– прав и свобод каждого гражданина планеты.
|
6. Приоритеты роста
|
• Опережающее развитие наукоемких отраслей
и четвертичного сектора;
• опережающее развитие инфраструктуры: Интернет,
телекоммуникации, трансъевразийская автомагистраль;
• три приоритета промышленной политики: программа
строительства массового доступного жилья, народный
автомобиль, космос и авиастроение;
• программа струк-турного маневра: средства
от сырьевого сектора (через СРП) – на развитие обрабатывающего.
|
• Продуманная промышленная политика в переходный
период, поддержка государством секторов, которые могут
сыграть роль локомотивов подъема (экспорт изделий
обрабатывающей промышленности, который следует поддержать
гарантиями кредитам, АПК, жилищное строительство с
развитием ипотечного кредитования).
|
7. Факторы роста
|
• Снижение налогового бремени;
• создание условий для инвестиций в производство
(через механизм эффективного банкротства, защиты собственников);
• активная промышленная политика;
• жесткая антимонопольная политика;
• создание системы конкурсного государственного
заказа промышленности через механизм Федеральной контрактной
системы;
• привлечение иностранных инвестиций через механизмы
СРП, концессий, свободных экономических зон.
|
Главный источник ресурсов:
• сбережения насе-ления, а в начальный период
можно привлечь иностранные инвестиции;
• ускоренная реструктуризация предприятий;
• закрытие нежизнеспособных производств;
• обновление методов и кадров управления;
• приток инвестиций;
• преобладание частной собственности, включая
землю;
• надежная защита прав собственности;
• соблюдение всеми правил игры;
• активная добросовестная конкуренция;
• свободный вход на рынки;
• эффективная система социальной защиты на принципе
разделения ответственности между государством, работодателями
и гражданами.
|
8.Социальная сфера – принципы и гарантии
|
Неукоснительность выполнения социальных обязательств
государством:
• общедоступность – базовые социальные услуги
(в том числе здравоохранение и образование) должны
быть бесплатными, большинство услуг – доступными,
и только отдельные виды специальных услуг должны предоставляться
за счет соплатежей населения;
• универсальность – социальная политика не ограничивается
социальной помощью, но предназначена для всех граждан,
она осуществляется путем проведения всеобъемлющей
политики доходов, политики занятости и развития систем
обязательного пенсионного, меди-цинского и социального
страхования;
• справедливость – преимущество одних социальных
групп или граждан не дол-жно достигаться за счет потерь
других;
• национальное единство – социальные гарантии
и услуги должны быть доступны гражданам страны вне
зависимости от региона и места их проживания;
• солидарность – взаимосвязанность
и взаимная ответст-венность (богатый платит за бедного,
здоровый за больного, молодой за старого).
|
Социальная система является все более ощутимым тормозом
для развития эффективной рыночной экономики, для экономического
подъема.
Необходимо следующее:
• адресная помощь реально нуждающимся;
• отмена большинства льгот и привилегий для
определенных категорий граждан;
• введение пособий по нуждаемости с заявительным
ха-рактером оформления и адресной про-веркой нуждаемости;
• распространение только на фиксированные доходы
малоимущих.
|
9. Социальные гарантии – механизмы реализации
|
• Введение экономической ответственности работодателя
за задержки зарплаты;
• резкое повышение зарплаты бюджетникам (к 2004
г. первый разряд тарифной сетки – до прожиточного
минимума);
• поэтапное приближение минимального размера
оплаты труда к прожиточному минимуму;
• поэтапное доведение социальной (базовой) пенсии
до уровня прожиточного минимума;
• значительное повышение детских пособий семьям
с доходами ниже прожиточного минимума;
• предоставление учащимся из малообеспеченных
семей бесплатного пребывания в школах-интернатах,
общежитиях, питания в школьных столовых, санаторно-курортного
и медицинского обслуживания.
|
• Реформа ЖКХ, позволяющая резко сократить
цены и на этой основе повысить долю населения в оплате
приобретения жилья и коммунальных услуг до их реальной
стоимости;
• реформа пенсионного обеспечения – переход
на рапределительно-накопительную пенсионную систему
с персональными пенсионными счетами;
• реформа здравоохранения – обеспечение гражданам
свободы выбора медицинских услуг, их гарантированное
качество и доступность для всех базовых видов медицинской
помощи;
• реформа образования с целью обеспечить учащимся
свободу выбора учебных заведений, создание условий
для конкуренции между ними, последовательное расширение
сферы платных образовательных услуг.
|
10. Федеративная политика
|
• Сократить политическое влияние губернаторов
одновременно с укреплением экономической самостоятельности
регионов;
• создать неотчуждаемую доходную базу местных
бюджетов;
• передать на местный уровень налоги: имущественные,
на малый бизнес и с продаж – с правом их администрирования;
• закрепить за местными бюджетами не менее 70%
подоходного налога;
• разделить все налоги между всеми уровнями
бюджетной системы, углубить принцип горизонтального
и вертикального выравнивания (европейская система);
• законодательно закрепить ясные и справедливые
механизмы финансового выравнивания в пределах регионов,
обязательные для всех субъектов РФ;
• принять федеральный закон, обязывающий местные
власти размещать муниципальный заказ только на конкурсной
основе;
• законодательно установить порядок создания
внутригородских муниципальных образований для городов
с населением свыше 300000 человек.
|
• Поэтапная федеративная реформа на основе
принципов демократического федерализма, который подразумевает
постепенное выравнивание прав и обязанностей субъектов
РФ при сохранении их регионального и этнокультурного
своеобразия;
• четкое разделение полномочий центра, региональной
власти и местного самоуправления при сохранении единого
правового и экономического пространства;
• большинство проблем может и должно решаться
на том уровне, на котором эти проблемы возникают.
|
11. Денежно-кредитная политика
|
• Активное регулирование процентных ставок,
отказ от проведения политики «валютного совета» де-факто;
• задействование всех инструментов денежно-кредитной
политики, отказ от регулирования исключительно валютного
курса.
|
• Доверие к национальной валюте – поддержание
стабильности валюты на основе здорового бюджета и
укрепления финансовой дисциплины; наращивание необходимых
валютных резервов.
|
12. Земельная реформа
|
Право частной собственности должно постепенно распространиться
и на землю:
• каждый регион сам определяет порядок, сроки,
условия введения частной собственности на землю;
• в каждом регионе необходимо детально проработать
зоны, в которых земельные участки могут использоваться
только на те цели, которые установлены законодательством;
• необходимо создать институт земельного
кадастра;
• необходимо создать земельные банки;
• необходимо ввести особый налоговый режим для
земель, которые частный собственник приобретает «про
запас» и вообще никак не использует.
|
• Последовательное отстаивание права частной
собственности на землю, прав ее свободной купли-продажи.
|
13. Налоги и другие доходы государства
|
Снижение налогов в обмен на легализацию теневых доходов:
• снизить налог на прибыль до 20%, разрешить
включать все производственные затраты в себестоимость;
• вычесть из базы НДС единый социальный налог;
• заменить единым налогом на недвижимость налоги
на имущество физических, юридических лиц и на землю;
• ввести вмененную систему налогообложения для
оптовой торговли и сферы услуг;
• заменить налог на воспроизводство минерально-сырьевой
базы (ВМСБ) федеральным налогом, составляющим не более
2% от сегодняшней базы ВМСБ, с целевым зачислением
в бюд-жет на программу геологоразведки;
• заменить акциз на нефть налогом на дополнительный
доход;
• ввести единый вмененный местный сельхозналог;
• отменить налог на рекламу;
• не допустить отме-ны налога с продаж;
• не допустить отмены налога на покупку валюты,
так как это налог на долларизацию экономики;
• повысить эффективность неналоговых доходов.
|
Улучшение сбора налогов:
• отмена всех налогов, взимаемых «с оборота»;
• резкое снижение совокупных начислений на фонд
оплаты труда (включая подоходный налог);
• переход к пропорциональному подоходному единому
налогу с единой ставкой при высоком необлагаемом минимуме
и включении в налогооблагаемую базу всех доходов;
• обеспечение прогрессивного обложения более
состоятельных граждан за счет акцизов на предметы
роскоши;
• введение налога на недвижимость.
|
14. Налоговое администрирование
|
• Упростить налоговые декларации для граждан;
• сделать закрытым перечень по источникам подоходного
налога;
• более четко прописать права граждан на налоговые
вычеты;
• ввести пеню за задержки с возвратом экспортного
НДС и за невозврат переплаченных налогов после решения
суда;
• убрать требование подачи отчетности по единому
соци-альному налогу в каждый социальный фонд помимо
налоговых органов;
• вычесть из базы единого социального налога
взносы в негосударственные пенсионные фонды;
• вычесть из базы НДС начисления на заработную
плату.
|
• Регистрация в налоговых органах любой экономической
деятельности, осуществляемой за пределами основного
места деятельности предприятия;
• предотвращение возможностей отнесения личных
расходов на издержки предприятий;
• проверка предприятий налоговыми органами на
предмет выявления деятельности, осуществляемой предприятием
без налоговой регистрации;
• введение специальной регистрации в налоговых
органах поставщиков услуг;
• использование информации о сверхкрупных расходах
граждан на потребление для доначисления подоходного
налога;
• расширение перечня случаев, когда налоговым
органам предоставляется право доначислять налоговое
обязательство сторон сделки исходя из рыночных цен;
• снятие установленных ограничений максимального
размера пени.
|
15. Позиция по взносам в социальные фонды (до введения
единого социального налога)
|
• Объединение всех отчислений в социальные
фонды в единый социальный налог, контроль за уплатой
которого осуществляет одна государственная структура;
• начисление взносов на индивидуальный заработок,
а не на весь фонд заработной платы;
• переход к регрессивной шкале для легализации
теневого сектора.
|
• Сохранение текущей ситуации с начислением
отдельных отчислений в социальные фонды;
• увеличение тарифов взносов в фонды социального
страхования.
|
16. Приоритеты расходов бюджета
|
• Сохранять бездефицитный бюджет;
• сократить расходы на СМИ, международную деятельность;
• сократить расходы по разделу «Национальная
экономика»;
• повысить социальную направленность бюджета:
расходы на здравоохранение, культуру, зарплату бюджетникам;
• повысить расходы на судебную систему;
• повысить расходы на оборону;
• сократить расходы на госуправление.
|
• Законодательно запретить дефицит бюджета;
• в течение ближайших 3-4 лет федеральный бюджет
должен сводиться с профицитом;
• отложить многие важные инвестиционные программы
с участием государства;
• решиться на откладывавшиеся до сих пор социальные
реформы.
|
17. Бюджетный процесс
|
• Завершить перевод бюджетов всех уровней на
казначейское исполнение, обязательно публиковать бюджетную
отчетность;
• принять Бюджетный кодекс субъекта РФ;
• завершить консолидацию внебюджетных фондов
в соответствующие бюджеты;
• создать единую систему учета и регистрации
государственных заимствований;
• изменить механизм контроля за использованием
и привлечением внешних займов;
• принять закон «О среднесрочном бюджетном планировании»;
• препятствовать манипулированию правительственными
доходами.
|
• Перевод бюджетной сферы на сметную систему
финансирования с введением штатного расписания, норм
расходов;
• полный перевод бюджетных денег в Казначейство;
• включение в госзаказ цены и качественных характеристик.
|
18. Принципы трудовых отношений
|
• Защита социально-трудовых прав граждан, очерченных
в Конституции;
• нацеленность на баланс интересов работника
и работодателя;
• развитие механизмов социального партнерства
на национальном, отраслевом и микроуровне (европейская
система);
• признание трудового права отдельной независимой
от гражданского права отраслью;
• правовое обеспечение участия трудящихся в
управлении предприятиями, не выполняющими свои обязательства
перед работниками.
|
• Реформа трудовых отношений с целью преодоления
разрыва между реалиями рынка труда и иллюзиями советского
трудового законодательства для подлинной защиты прав
наемных работников наряду с расширением маневра для
работодателей;
• повышение гибкости трудовых отношений и механизмов
их регулирования;
• создание и стимулирование механизмов саморегулирования
на рынке труда при реалистическом уровне государственного
регулирования с учетом реальных возможностей государства.
|
19. Трудовой договор
|
• Максимальное законодательное обеспечение
условий трудового договора;
• признание трудового права отдельной отраслью
права, независимой от гражданского права;
• недопущение перехода на срочные трудовые договоры,
продлеваемые только по прихоти работодателя;
• четкое определение взаимных обязательств сторон
трудового договора и ответственность за их неисполнение,
заключение письменного трудового договора и ответственность
за его незаключение.
|
• Расширить свободу сторон в определении содержания
трудового договора;
• сближение трудового права по ряду существенных
аспектов с гражданским;
• расширить возможность применения срочных трудовых
договоров при гарантиях соблюдения основных прав работника.
|
20. Льготы и гарантии
|
• Безусловно сохранить основные социальные
гарантии трудящимся;
• не допустить отмены основных социальных гарантий
трущимся, льгот для женщин с детьми и инвалидов;
• установить жесткое разделение обязанностей
по финансированию льгот: не связанные с работой перенести
на счет государства, связанные с работой проводить
за счет работодателя, отнеся расходы на себестоимость.
|
Сокращение объема гарантий и компенсаций, поскольку
он не соответствует экономическим возможностям государства,
самозащита и досудебные механизмы защиты прав работника,
трудовая юстиция, уволенные «по собственному желанию»
теряют право на пособие по безработице
|
21. Политика занятости
|
• Четкое разграничение ответственности различных
уровней власти, работодателей и профсоюзов за реализацию
политики занятости;
• повышение пособий по безработице;
• формирование специальных фондов работодателей
для финансирования политики занятости;
• создание эффективной систем переквалификации
работников.
|
Полномасштабная либерализация рынка труда, обеспеченная
законодательно закрепленной свободой перемещения трудовых
ресурсов.
|
22. Оплата труда
|
• Доведение к 2004 г. первого разряда ЕТС до
величины прожиточного минимума;
• выравнивание зарплаты бюджетников и госслужащих;
• обеспечение в случае задержки зарплаты возмещения
работодателем работнику неполученных доходов;
• обеспечение 100% оплаты простоя по вине работодателя
и двукратный уровень оплаты сверхурочных.
|
Установление минимальной ставки почасовой оплаты
труда (американская система).
|
23. Образование – гарантии
|
• Устранение социального неравенства в сфере
образования;
• обеспечение его равной доступности;
• проведение неотложных мер по повышению зарплаты
работникам образования, введение новой системы оплаты
труда работников оьразования;
• введение комплекса мер по обеспечению доступности
образования на всех его ступенях. Переход на систему
адресной поддержки учащихся и студентов из низко-доходных
семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
• бесплатное пребывание учащихся из малообеспеченных
семей в школах-интернатах, общежитиях, бесплатное
питание в школьных столовых, бесплатное санаторно-курортное
и медицинское обслуживание;
• повышение стипендии студентам и учащимся техникумов
и ПТУ из малообеспеченных семей до величины прожиточного
минимума.
|
Отмена минимума государственного бесплатного приема.
|
24. Социальная поддержка работников образования
|
• Ликвидировать долги по зарплате;
• повысить зарплату как минимум в два раза;
• восстановить надбавки за стаж работы;
• ввести надбавки молодым специалистам;
• выровнять нормы учебных часов за ставку зарплаты
учителей начальной, основной и старшей школы;
• ввести отсрочку от призыва для выпускников
педагогических вузов на время их работы в образовательных
учреждениях и отсрочку учителям-мужчинам до 28 лет;
• модернизировать и обновить систему переподготовки
и повышения квалификации педагогов;
• развивать и поддерживать ассоциации учителей,
объединения директоров и ректоров, другие системы
образовательного сообщества.
|
Никаких мер не предложено.
|
25. Стипендии
|
• Повысить стипендии до прожиточного минимума
для студентов из малообеспеченных семей.
|
• Обеспечение вузами стипендиями 10–20% (ТОЛЬКО)
в случае госзаказа на подготовку кадров.
|
26. СПТУ и ПТУ
|
• Расширение интеграции СПТУ и вузов;
• увеличение образовательного, материально-технического
потенциала СПТУ;
• расширение возможности получения образования
выходцами из мало-обеспеченных семей;
• ориентация систе-мы ПТУ на перспективные потребности
рынка труда;
• укрупнение и объединение ПТУ, интеграция образовательных
программ;
• формирование на базе ПТУ и СПТУ многопрофильных
региональных и муниципальных колледжей.
|
• Снижение финансирования СПТУ и ПТУ за счет
последовательного сокращения приема учащихся;
• снижение контингента учащихся ПТУ за счет
госбюджета;
• замещение контингента, обучающегося за счет
государства, учащимися за счет предприятия.
|
27. Здравоохранение – принципы и гарантии
|
• Сохранение накопленного прогрессивного опыта
государственного бюджетного здравоохранения при дополнении
его частным сектором. Безусловно сохранить и обеспечить:
• бесплатные консультации по месту жительства;
• бесплатную больничную помощь;
• бесплатную скорую помощь;
• восстановление системы предупреждения инфекционных
заболеваний;
• восстановление системы профилактических осмотров;
• бесплатность лекарств для тех, кто не может
без них обходиться.
|
• Сокращение программы государственных гарантий;
• достижение сбалансированности государственного
финансирования здравоохранения:
– за счет сокращения стоимостных объемов предоставления
медицинской помощи в рамках программы государственных
гарантий на величину до 10%;
– пересмотра обяза-тельств государства;
– введения соплатежей за стационарную медицинскую
помощь.
|
28. Социальное положение работников здравоохранения
|
• Повышение зарплаты как мини-мум в два раза;
• обеспечение подготовки и пере-подготовки кадров;
• отмена воинской обязанности медицинских работников.
|
Никаких мер не предложено.
|
29. Пенсии
|
• Увеличить расходы на пенсионное обеспечение;
• разработать ясный и доступный для граждан
Пенсионный кодекс;
• определить статус пенсионного фонда России
на основе федерального зако-на как государст-венного
федерального учреждения;
• ввести ситему из четырех пенсий:
– базовая (социаль-ная) не ниже прожиточного минимума
пенсионера;
– трудовая солидарная (страховая) – возродить трудовые
пенсии, учитывающие реальный трудовой вклад;
– трудовая накопительная – вводить только для лиц
моложе 35 лет
– добровольная;
• поощрять развитие негосударственных форм пенсионного
обеспечения.
|
• Уменьшение дифференциации размеров пенсий
путем опережающей индексации минимальных пенсий;
• выплата большинству пенсионеров одинаковой
государственной пенсии в размере 80–90%; прожиточного
мини-мума пенсионера;
• регистрация накопительных пенсий только в
Пенсионном фонде России, инвестирование через специальные
управляющие компании.
|