Журнал «Эксперт» задал председателю партии ЯБЛОКО Эмилии Слабуновой ряд вопросов, посвящённых центральным экономическим и политическим приоритетам 2016 года. Важнейшим событием должны стать предвыборная кампания и сами осенние выборы в Государственную думу.
- Необходимо ли внести изменения в закон о Центробанке и закрепить его ответственность за экономический рост?
- Это не имеет практического смысла. Согласно 4-й статье закона «О Центральном банке», денежно-кредитная политика «разрабатывается и проводится» «во взаимодействии с Правительством». Это и есть инструмент, которым Центральный банк воздействует на экономику. И он согласно закону — не единственный. Не нужно вносить в закон нормы, которые ничего не добавят к делу и влияния на решение текущих экономических проблем нашей страны не окажут.
Кроме того, вопрос сегодняшнего дня не в «экономическом росте», у нас спад ВВП по итогам 2015 года около 4%. Это очень много. И эту задачу следует решать властям.
- Считаете ли вы необходимым в сложившихся социально-экономических условиях скорректировать политику правительства, и если изменения необходимы, то какие именно?
Первое и главное решение должен принять Президент — внешняя политика должны быть изменена таким образом, чтобы экономические санкции против России были отменены. Главное — нам необходим доступ к мировому рынку капиталов. Это важное условие для как можно более быстрой остановки спада и последующего восстановления экономики. Это решение нужно принимать как можно быстрее.
Цели остановки экономического спада должна служить бюджетная политика Правительства. Сегодня обсуждается вопрос о секвестре недавно принятого федерального бюджета на 10%. Отдаёт ли себе Правительство отчёт, что это может повлиять на спад экономики? Озабоченности на этот счёт мы от Правительства не слышим — как будто такой проблемы не существует.
Бюджет у нас и так дефицитный — 3% от ВВП. В абсолютных цифрах это примерно 2.4 трлн. рублей. Сокращение на 10% это около 1.6 трлн. Вопрос в мере — той величине дефицита, который можно себе позволить. Возможно, что увеличение на 2% не будет критическим. Но зато это решение положительно повлияет на экономическую активность. Есть Резервный фонд и, на худой конец, Фонд национального благосостояния. Их можно использовать как источники покрытия дополнительного дефицита. Если принять более умеренный вариант, то имеет смысл, по крайней мере, не сокращать расходы так резко, или же вообще не сокращать.
Открытие доступа страны к мировому рынку капиталов и влияние на спад методами бюджетной политики — это то, что я считаю первоочередным.
- Как вы считаете, какая политическая повестка будет доминировать в предвыборных кампаниях и на праймериз «Единой России»? Скажется ли кризис на результатах парламентских выборов и политической ситуации в стране в целом?
- Кризис, безусловно, скажется и уже сказывается. Падение реальных доходов и уровня жизни усилит протестные настроения. В предвыборных кампаниях будут доминировать социально-экономические вопросы. На праймериз «Единой России», думаю, остро может встать вопрос об эффективности управления.
- Чего вы ждёте от нового состава Государственной Думы? Считаете ли вы, что механизмы праймериз и в целом повышенное внимание к политической конкуренции приведут к появлению в большой политике новых фигур, лиц, идей, компетенций?
Для нашей страны теперь уже жизненно важно, чтобы в парламенте сформировалась сильная реальная оппозиция. Наша партия готовится к выборам и мы приложим все усилия к тому, чтобы фракция ЯБЛОКО появилась в Государственной Думе. Появлению новых лидеров, а, следовательно, идей и компетенций будут способствовать не столько праймериз, сколько свободная политическая конкуренция, равные условия для всех политических сил в медиа-пространстве и честные выборы.