В 2018 году Саранск примет матчи чемпионата мира по футболу. Подготовка к чемпионату уже началась, и проявляется это в первую очередь в массовом строительстве, развернувшемся в столице Мордовии. Городские и республиканские власти уверяют: через четыре года облик Саранска изменится до неузнаваемости – появятся современные спортивные сооружения, широкие автодороги, новые жилые кварталы.
Фактически, уже сейчас город представляет собой большую строительную площадку. Но именно строительство и вызывает массу конфликтных ситуаций, главные их участники с одной стороны — городские власти и застройщики, а с другой — жители частных домов, оказавшихся в зоне новостроек.
Разномастные деревянные одноэтажные дома, построенные более полувека назад, конечно же, не красят облик столицы Мордовии, так что вполне понятно желание властей избавиться от них. Однако компенсации, которые предлагаются хозяевам сносимого жилья, устроить их не могут никак. В итоге, едва ли не любое новое строительство в Саранске превращается в драму для тех горожан, чьи дома попадают в своеобразную зону отчуждения. Люди пытаются отстоять свои права на получение достойной жилплощади вместо сносимых в интересах будущего чемпионата домов, но получается это далеко не всегда.
Дмитрий Щербаков в знак протеста несколько недель жил в салоне своего автомобиля: его дом на улице Новопосадской был разрушен, так как мешал строительству автодороги. Строение на три семьи было снесено по решению городских властей, несмотря на то, что на тот момент жалоба владельцев дома находилась на рассмотрении в Верховном Суде Мордовии, и решения о правомочности сноса вынесено не было. Щербакову за его 42 квадратных метра жилой площади и полторы сотки земли была предложена компенсация в один миллион рублей.
"Каким образом проводилась оценка стоимости жилья и земли – непонятно, – говорит известный саранский правозащитник, лидер регионального отделения партии "Яблоко" Владимир Гридин. – Предложенная на основании этой оценки компенсация не позволяет проживавшему в центре города Дмитрию Щербакову приобрести в Саранске даже однокомнатную квартиру в микрорайоне, он может рассчитывать только на комнату в общежитии". По словам правозащитника, снос дома стал неожиданностью для его хозяев — не было никакого уведомления, в тот момент, когда началось разрушение здания, его владельцы этой собственности находились на работе и даже не могли самостоятельно вывезти вещи. Вынесенные строительными рабочими на улицу мебель, бытовая техника, посуда, одежда и белье до самого вечера лежали под дождем.
Дмитрий Щербаков почти до Нового года жил рядом с тем местом, где некогда находился его дом, в автомашине, обклеенной плакатами "Враги сожгли родную хату", "Теперь мы бомжи", "Спасибо нашему правительству". В то же время его супруга и соседи писали заявления и жалобы в разные инстанции – от городской администрации до приемной Президента России. Однако саранские власти остались безучастны к судьбе хозяев дома, а отправленные в Москву жалобы возвращались для разбирательства опять-таки в местные органы власти, которые уже приняли решение, не имеющее обратной силы – дом был к тому моменту снесен.
Еще один пострадавший от строительства в Саранске – Юрий Алямкин. Его дом на улице Демократической в центре города площадью 109 квадратных метров с надворными постройками, гаражом и четырьмя сотками земли был снесен под тем же предлогом подготовки города к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Городские власти оценили всю недвижимость семьи Алямкиных в 3,8 миллиона рублей, что ровно в три раза отличается от суммы оценки, проведенной независимой экспертизой. "В администрации Саранска объяснили необходимость сноса моего дома строительством новой автодороги, которая нужна для создания инфраструктуры предстоящего футбольного первенства, – говорит Юрий Алямкин. – Однако очевидно, что здание никаким работам не мешало".
Накануне эстафеты Олимпийского огня, проходившей в январе, Алямкин проводил пикет у здания Дома Республики – резиденции Главы Мордовии и Правительства РМ, но был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Формальным поводом к задержанию было названо установление личности, проверка на причастность к совершению преступлений, а также изъятие плаката для проверки на экстремизм. Как только торжественное мероприятие по встрече Олимпийского огня завершилось, Алямкина отпустили без предъявления каких-либо обвинений. Свою протестную активность Алямкин перенес в Москву, где несколько дней пикетировал здание Государственной Думы. Он намерен добиться справедливой компенсации за снесенное жилье.
Весной 2014 года центр конфликта граждан и застройщиков сместился в северо-восточный микрорайон Саранска. Именно здесь строится пока что безымянный стадион, где пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Вокруг спортивного комплекса создается и необходимая инфраструктура, а также возводятся жилые комплексы. Летом 2018 года здесь разместят болельщиков, а потом квартиры в новостройках будут проданы желающим.
Строительство многоэтажных зданий ведется в непосредственной близости от частных домов, причем с явным нарушением санитарных норм и правил, считают жители дома номер 5 по улице Омская. "От нашего дома до котлована под фундамент новостройки – 18-тиэтажнего дома не более трех метров, - говорит Николай Еремкин. – Нам не дают спокойно жить – вбивают сваи, постоянно скопление техники, не то что подъезда, даже нормального подхода к нашему дому нет. Строители занимаются самоуправством, грубят".
Такое поведение рабочих, мастеров и других специалистов, равно как и строительной организации в целом, Еремкин объясняет тем, что она принадлежит холдингу, владельцем которого является ближайший родственник бывшего Главы Мордовии, а ныне самарского губернатора Николая Меркушкина. Это обстоятельство, по мнению Николая Еремкина, как бы дает строителям своеобразную индульгенцию, позволяющую вести себя как заблагорассудится. "Самый вопиющий факт, - продолжает Еремкин. – Когда они снесли столбы системы электроснабжения всей нашей улицы. Якобы они мешали подъезду техники к котловану. При этом восстанавливать систему электроснабжения они не собирались. Лишь когда по нашим многочисленным просьбам на место ЧП приехал Глава администрации Саранска Петр Тултаев, только тогда столбы были вновь установлены и в наших домах снова появилось электричество. Причем, ему пришлось едва ли не уговаривать строителей, чтобы они восстановили то, что разрушили. Видно, что и у него мало рычагов воздействия на представителей строительной организации, имеющей отношение к семье Меркушкиных".
Одна из квартир этого дома принадлежит Анатолию Якушкину. Молодой мужчина воспитывает двоих детей и с началом строительства был вынужден уехать из родного дома на съемную квартиру. "Постоянный шум и грязь опасны для здоровья ребят, – говорит Якушкин. – К тому же, строительные работы по соседству разрушают наш дом – сплошные трещины, так что находиться в помещении небезопасно. Обидно, что мне, родившимся и выросшему здесь пришлось уехать из родного дома и как приезжему снимать угол на стороне". По словам Якушина, ему предлагали компенсацию, если он решит навсегда распрощаться со своими домом и земельным участкам, ее размер составил 800 тысяч рублей – стоимость одной комнаты в общежитии. Согласиться с такими условиями ни сам собственник жилья, ни его соседи никак не могут. "Бывают разные махинаторы, которые стараются нажиться в схожих обстоятельствах: фиктивно прописывают в свои дома, которые могут пойти под снос, сразу несколько человек в надежде получить максимально возможные компенсации, – продолжает Якушкин. – В нашем случае ничего такого нет. Например, в моей квартире зарегистрированы всего трое: я и мои дети. Эта земля принесет застройщику миллионы, но мы на многое не претендуем: только иметь возможность приобрести жилье, пригодное для проживания".
Владельцы квартир этого дома пытаются добиться справедливого, на их взгляд, решения проблемы, но пока обстоятельства складываются против них. Представители местной администрации и даже сотрудники надзорных органов в частных беседах с жильцами прямо говорят, что шансов победить в споре именно с этой компанией-застройщиком, связанной с фамилией бывшего главы региона, тем более находящегося в фаворе у главы государства, назначившего его руководить одной из крупнейших областей страны, у них мало. К тому же в этом споре важен и фактор подготовки к предстоящему чемпионату, ставший своеобразной идеологической основой изменения облика столицы Мордовии, и он опять-таки не на стороне горожан.